Правдино: новая страница военной истории

В посёлке Правдино Красносельского поселения появился новый мемориал, которому присвоен номер 130. Здесь были преданы земле 80 бойцов Красной Армии, обнаруженных поисковым отрядом "Озерный" летом нынешнего года на подступах к бывшему укрепрайону Муолаа линии Маннергейма.

Нет имён, но есть надежда

Предположительно, говорит командир поискового отряда Сергей ЗАГАЦКИЙ, это солдаты 541-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии:

- Неожиданно мы наткнулись на останки, относящиеся не к 1941-му, а к 1940-му году - на границе поля и болота было огромное количество стреляных гильз, практически за каждым камнем гильзы лежали ковром – видно, что работали пулемёты. Нашли гранаты, осколки снарядов, котелки... Стало понятно, что где-то здесь должны быть санитарные захоронения. Так оно и оказалось: сначала нашли в финской траншее 58 наших бойцов; при них было и обмундирование, и снаряжение, включая каски, гранаты, патроны - всё кроме оружия, которое собрали финны.

Весенняя экспедиция длилась неделю, но уезжали они с ощущением, что работа не закончена. Так и оказалось: в сентябре в большой воронке нашли тела ещё 22 бойцов.

- К сожалению, практически все безымянные… Есть несколько ложек с инициалами, ремень с инициалами, но установить, кому они принадлежали, практически невозможно – слишком большой разброс вероятностей. Единственная подписная вещь – подсумок с фамилией «Клепиков». По нему нужна серьёзная архивная работа, потому что боец с такой фамилией числится похороненным в Красном Селе. Но в каком? То ли в расположенном к югу от Петербурга, то ли в Красносельском на территории Выборгского района, которое, оказывается, до 1922-го года тоже называлось Красным Селом…

В феврале 1940-го в районе озера Муолан-ярви (так раньше называлось озеро Глубокое) шли тяжелые бои по прорыву финской обороны на линии Маннергейма. По боевым донесениям обеих сторон, в ночь с 21 на 22 февраля два батальона 541-го стрелкового полка предприняли попытку обойти неприятеля, но нарвались на границе поля и леса на финскую засаду. Этот бой поисковик называет кровавой кашей: красноармейцы то атаковали, то откатывались назад – и так несколько дней.

- Я предполагаю, что нами найдено далеко не всё. Списков потерь нет, но есть документы, в которых сказано, что из того боя не вернулись 60 % личного состава двух батальонов 541-го стрелкового полка. А это явно больше 80 человек. Остальные, по всей видимости, ещё где-то там – по таким же траншеям, воронкам…

Память как эстафета – от отца к сыну

Место для организации нового воинского захоронения было выбрано исходя из того, что практически все братские могилы, расположенные в окрестностях, уже исчерпали ресурс – там, попросту, больше некуда хоронить бойцов, которых поисковики все находят и находят в ближайших лесах и болотах. А этот холм в посёлке Правдино находится в центре предполагаемых мест боёв, где добровольцы продолжают работать, и будут вести поиск ещё долгие годы.

В дальнейшем, как подчёркивает глава администрации Красносельского сельского поселения Михаил ТОРОПОВ, мемориал будет приведён в достойный вид, здесь появится обелиск, если удастся установить имена, то их увековечат на мемориальных плитах:

- Мы благоустроим территорию, сделаем автостоянку для транспорта, ограждение. За помощью будем обращаться и к нашим депутатам, и депутатам Законодательного собрания Ленобласти, чтобы всё здесь выглядело достойно.

Возвышенность в центре посёлка выбрана для организации новой братской могилы неслучайно – он находится в центре мест боёв

Данное захоронение сделано с перспективой - я думаю, что поисковикам удастся обнаружить ещё немало солдат, и перезахоронения на нашей территории будут продолжаться.

А в глобальном смысле - наша память не будет полной, если мы не будем проводить такие акции, чтобы это видели и знали наши дети и внуки. Вот, к примеру, сегодня на митинге побывал малыш, и для него это впечатление на всю жизнь. И эту память он тоже передаст своим детям и внукам.

На территории Красносельского поселения расположено 12 воинских захоронений, десять из них – братские могилы солдат, погибших в годы Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В общей сложности в них покоятся около двух тысяч погибших на этой земле бойцов и командиров, солдат и офицеров. Местные власти традиционно стараются уделять должное внимание мемориалам, сотрудничают с поисковиками и краеведами, сохраняя и передавая важную историческую информацию подрастающим поколениям.

К сожалению, из-за коронавирусных ограничений участвовать в митинге местные школьники не смогли. Но, как только позволит эпидемиологическая обстановка, дети и подростки в сопровождении педагогов обязательно придут сюда и откроют для себя еще одну страницу военной истории Карельского перешейка.

Когда будет похоронен последний солдат

Жёны и матери не дождались их с войны. Молодые парни гибли за землю, где мы теперь ходим в лес за грибами, дачники и садоводы возделывают свои грядки…  Главный специалист областного комитета по молодёжной политике Герман САКС призывает за житейскими заботами и будничными делами все-таки не забывать, какой ценой заплачено за эту землю…

Начальник районного отдела молодёжной политики Дмитрий БАБЕНКО:

- Сегодня мы присутствуем при организации нового воинского захоронения. Это очень важное событие с точки зрения истории, памяти, гражданского долга. И это всего лишь небольшой наш с вами вклад в сохранение памяти о павших.

Председатель совета Фонда по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Помним, гордимся, чтим» Екатерина БЕРЕЗИНА много занимается поисковой работой в составе отряда «Красный выборжец». Она признаётся, что не раз участвовала в церемониях перезахоронения, и всегда неизменным остаётся одно:

- … Это чувство щемящей тоски от того, что так рано оборвались эти молодые жизни. Утешает лишь то, что наконец они обрели вечный покой. Отряду «Озёрный» и командиру Сергею Загацкому отдельное спасибо за это…

Надеюсь, что все-таки наступит тот долгожданный миг, когда будет похоронен последний солдат той войны. Хочется верить и в то, что к этому солдату кто-то придет на могилу и принесет цветы.

Звучат залпы салюта

Последний раз выстрелы в этих краях звучали зимой 1940-го. Осенью 2020-го оружейные залпы прогремели вновь - красноармейцам салютовали воины 138-й Отдельной мотострелковой бригады из Каменки и участники петербургского клуба военно-исторической реконструкции «Город-фронт». Реконструкторы были одеты с максимальной исторической достоверностью – в суконные шинели и будёновки, кирзовые ботинки и холщовые обмотки образца 1935-го года.

Зима 1939-40 выдалась студёной… Можно представить, каково было бойцам в такой форме на морозе, если даже при плюс двух градусах, которые отмечались в день проведения митинга, ощущения были не очень…

Клуб военно-исторической реконструкции «Город-фронт» организовался совсем недавно, хотя, говорят участники, они увлечены этим делом уже много лет. Два года назад дюжина единомышленников собралась под единым знаменем. Долго не приходило название – как говорит руководитель клуба Сергей БУЯКОВ, не хотелось пафоса и избитых фраз. В конце концов, в мемуарах 1961-го года встретились нужные слова.

«Город-фронт» неоднократно участвовал в реконструкции боёв при Куутерселькя (мемориально-исторический районе между посёлками Рощино и Лебяжье). За последние годы в клуб вступило несколько «гражданских» - они исполняют роли беженцев, представителей мирного населения.

Много лет сопровождает реконструкторов фотокорреспондент «Вечернего Санкт-Петербурга» Татьяна ГОРД:

- У всех наших ребят есть дети - отцы приучают их к познанию истории своей страны. Но занимаются и с другими детьми, проводя открытые уроки в школах. Когда ребёнок может взять в руки подсумок и узнать, что здесь были патроны, рассмотреть, как выглядит легендарная винтовка Мосина, когда перед ним не муляж и не картинка, это, уверяю вас, производит большое впечатление!

Часто нас спрашивают, почему реконструкторы предстают в том числе и в образе фашистов. Ну, во-первых, военно-историческую реконструкцию невозможно провести без условного врага. Во-вторых, у армии противника совершенно другая форма, и сравнивать обмундирование тоже познавательно. Интересный факт: серые мышиные шинели немцев имели более 40(!) оттенков. Но немецкая форма для местных условий, особенно зимой, совершенно не годилась: в наших лесах лучше валенок, фуфайки и ватных штанов ничего нет!

«Война всё ещё здесь»…

Поле боя, на котором красноармейцы пытались выбить противника из небольшой рощицы, находится неподалёку от Правдино (бывшее название - Муолаа), вблизи посёлка Грибное (ранее Ильвес). О том времени напоминают несколько полуразрушенных, захламлённых туристами и приезжими оборонительных укреплений. Развалины двух дотов ощетинились торчащей арматурой прямо у дороги.

- Наши в 1940-м очень долго штурмовали здесь линию Маннергейма. Начали 11 февраля и прорвали только 28-го.

Эти доты, вытянувшиеся в линию между озёрами Глубоким и Раковыми, - из последней серии. Их построили в 1939-м, кое-где к началу войны даже бетон ещё не застыл, - поясняет Герман Сакс.

Амбразуры дотов обращены в тыл наступающим красноармейцам, а со стороны фронта укрепления были замаскированы завалами камней. Дот оживал, только когда наши прорывали линию обороны. Сколько ещё солдат, подкошенных пулемётной очередью, остаются лежать в окрестных траншеях и воронках?..

Сергей Загацкий:

- Хотелось бы назвать всех поимённо. В этот раз, к сожалению, не получилось… Но есть надежда, что рано или поздно удастся найти документы и когда-нибудь на воинском захоронении в Правдино появятся их имена. За каждым из них - человеческая жизнь.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также