Орлы, русалки и лики святых… Как скульптору Чернову в Выборге живется

Орлы, русалки и лики святых… Как скульптору Чернову в Выборге живется
556

Выборг полон загадок. В каком-нибудь дворе можно неожиданно наткнуться на деревянную скульптуру. Кто автор – неизвестно, но скорее всего, Александр ЧЕРНОВ, резчик, 20 лет назад переехавший жить в Выборг.

За плечами у Александра Чернова журналистика и предпринимательство, но так получилось, что хобби стало делом жизни. Скульптуры любого размера, деревянные детали старинного оружия для реконструкторов, плотницкие работы, мастер-классы по дереву для детишек. Всё это умеет Александр Чернов. Самая известная его работа – «Святое семейство» – долго стояла в парке Ленина. Веранду одного из кафе на Смоляном мысу украшает фигура русалки. В усадьбе известного выборжца установлен огромный орел с распахнутыми крыльями. Сколько всего за двадцать лет был сделано работ, Чернов не считал, поэтому и не помнит. Ваял, дарил, жертвовал, делал на заказ. И не только в Выборге. По разным городам и за границей разбросаны его деревянные скульптуры.

Нынешнее место обитания Чернова можно определить, даже не зная, где он живет. Во дворе старого финского дома стоит выразительная многофигурная композиция и несколько мощных обрубков деревьев, которые привозят по знакомству. Девать их некуда, а здесь пригодятся. В старом здании Александр поселился несколько лет назад, временно. Дом шёл на расселение, и его облюбовали бомжи и разные подозрительные личности. С появлением «сторожа» непотребства прекратились, в окнах появились цветы и рассада, которую Александр выращивает для своего участка в одном из поселков района.

Чернов перебрался в Выборг в 2004 году: поближе к маме, чтобы обустроить её быт. Прижиться в новом городе оказалось не так просто.

 Выборжцы – непростые ребята: поначалу неприветливые, но потом открываются, идут на контакт и помогают, – так характеризует Чернов жителей города.

Когда встал вопрос о жилье, Александр присмотрел пустующее тогда здание на улице Водной заставы, 4. Сейчас это всем известный музей «Рыцарский дом» или Костёл святого Гиацинта. А тогда из здания только что выехала Детская художественная школа. Стояло оно заброшенное, заколоченное, с выбитыми стеклами, и когда Чернов попросил аренду, администрация не отказала.

 Окна и унитазы были разбиты, паркет вспучило, ни одной лампочки. На полу камни, которые бросали в окна местные мальчишки. Я начал думать, что делать с разрушающимся зданием, – вспоминает Александр.

Как ни странно, помощь начала приходить от незнакомых людей. Какая-то женщина принесла чайный сервиз, мастер-стекольщик – ненужные стекла. Постепенно застеклили окна, установили унитазы, поменяли паркет. Чернов развернул в обновленном доме активную культурную жизнь: мастер-классы для детей, фестивали, концерты, выставки детского рисунка, ярмарки. Три-четыре года все было хорошо. А потом под крыло к Чернову попросился один авторитетный бизнесмен и, как лиса в детской сказке, вытеснил хозяев из обихоженного дома.

История с Рыцарским домом нерадостная, но биться головой об стену не стоит, считает Александр. Если пути нет, значит, надо найти другой и всегда слушать внутренний голос. Дело всегда найдется. Дебют мастера в новом городе случился неожиданно.

 Шел на электричку по парку Ленина, увидел 400-летний, как я тогда думал, клён, в который ударила молния и отбила верхушку. Он дерева остался ствол и три толстых обрубка ветвей, – рассказывает Александр. – Смотрю и понимаю, надо что-то из него сделать. Отменил поездку в Гамбург и начал ваять «Святую троицу» – лики Божьей матери, Иосифа и младенца Христа.

Случилось это 2 августа, а на 13-е было назначено открытие кинофестиваля «Окно в Европу». Тогдашняя городская администрация попросила Чернова открыть памятник к фестивалю, и он смог это сделать, хотя клён оказался твёрдым дубом, от которого отскакивал топор. Чернов тогда стал героем газетных и телевизионных репортажей, а местные жители дали ему кличку «Дятел» за беспрестанный стук топором. Как удалось так скоро выполнить эту работу, непонятно. Высшие силы помогли, уверен Чернов.

«Святое семейство» было объектом поклонения молодоженов. К нему приезжали свадебные кортежи, невесты целовали Иосифа в нос, а гости совали деньги во все щели. Как рассказали Александру местные бомжи, здесь каждый день можно было собрать пластиковое ведерко мелочи. Недавно «Троицу» из парка убрали, говорят, дерево пришло в негодность. Где сейчас его работа, Александр не знает. Известно лишь, что, когда скульптуру демонтировали, мимо проходил молодой человек, которого Чернов когда-то учил резьбе по дереву. Он упросил рабочих отпилить лик Иосифа и отдать ему.

Немало историй происходило с работами Чернова. Украли «Бегущую по волнам» со Смоляного мыса. Сначала торговались, а когда получили отказ, просто приехали на тонированной машине, загрузили и увезли. Хозяин кафе расстроился и заказал новую. Там она стоит и сегодня. Эта пропажа – не единственная, исчезали со двора скульптуры поменьше размером. К кражам Чернов относится философски, лишь одна потеря сильно опечалила. Весной сгорел дом в посёлке, куда он собирался перевозить маму. Не пострадал от огня только инструмент, который Александр собирал годами, причём многое дарили люди. Стамески, молотки, киянки – всё, что нужно, чтобы работать не только самому, но и детишек учить. Как православный человек Александр выбрал служение детям в качестве послушания и успешно этим занимался не один год. Жаль, что сегодня в Выборге его услуги не востребованы – ни как мастера резьбы по дереву, ни как преподавателя.
Выборг – город мистический, непростой, учитывая историю, смешение народов, религий и событий. Чернов ваяет, в основном, духовные образы, получаются они суровыми и непохожими на привычные православные лики. С ними как будто возвращаешься во времена до крещения и прихода крестоносцев, когда здесь жили язычники-карелы. Автор рассказывает, что каждая работа рождается по толчку извне, по наитию.

 Я подхожу с топором и стамеской и начинаю отсекать лишнее, – говорит Александр.

Так родились «Троица», «Андрей Первозванный», «Николай Угодник» и многие другие. Вот фигура Михаила Архангела, повергающего дракона, в фигуре которого аллегорически изображен Князь тьмы. Добрые люди, говорит Чернов, вспомнили о нем и привезли во двор большое бревно липы. На создание цельной скульптуры без склеек и вставок понадобилось три месяца.

Непонятно, как можно было без эскизов и моделей, на глаз, создать такую сложную скульптуру. Похоже, не обошлось без помощи свыше. Хочется надеяться, появятся в общественных пространствах нашего города работы выборжца Александра Чернова, доступные для знакомства широкой публике.

Материалы подготовлены студентами СПбГУ при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также