Михаил Дубайлов – человек, влюбленный в Выборг

Михаил Дубайлов – человек,  влюбленный в Выборг
1223
Михаил Дубайлов – человек, влюбленный в Выборг

Ровесник Победы, прекрасный чтец, участник ансамбля ветеранов Вооруженных Сил «Гвардия», большой друг нашей газеты Михаил ДУБАЙЛОВ первого апреля отметил свой 75-й день рождения. Он родился в Выборге в семье ветерана Великой Отечественной, машиниста Адриана Михайловича и его жены Евдокии Яковлевны. 

«Хранить постоянно»

–Родители поженились в 1937 году. Когда началась война, папа работал машинистом паровоза в Ленинграде, – рассказывает Михаил Дубайлов. – Мой старший брат, Валерий, родился в 1943 году, к окончанию войны появился я, а затем и младший – Сергей.

В феврале 1942 года родителям удалось получить эвакуационное удостоверение и выехать из блокадного города. У отца как у машиниста была бронь, поэтому на фронт его не призвали. В пути на одной из станций он вышел подышать воздухом и помочь другим пассажирам подняться в вагон и … отстал от поезда. Мама испугалась, но отец, так как был железнодорожником, в пункт назначения прибыл на три дня раньше состава, от которого отстал.

Эвакуировались родители на малую родину отца – в Кировскую область. Подхватив тиф, он попал в больницу. Когда выписался, еще какое-то время лежал дома. В это врем принесли повестку, дверь открыла мать и сказала: «Вы с носилками приходите, он ведь сам ходить не может». Когда отец окреп, его призвали в 33-й гвардейский стрелковый полк, на Калининский фронт. Отец был связным от батальона до полка – доставлял распоряжения, но и стрелять приходилось. А когда командование узнало, что у Адриана Дубайлова права машиниста паровоза, его направили на железную дорогу – возил березу на завод, где изготавливали авиационную фанеру. Какое-то время отец был начальником школы паровозных машинистов, обучал молодых своему ремеслу.

Как только блокадное кольцо Ленинграда было прорвано, родители вернулись в город. Летом 1944 года папа уже водил эшелоны в сторону Выборга. После войны его командировали в Выборг на восстановление железной дороги, так наша семья и оказалась в этом замечательном городе. Примечательно, что на железной дороге были звания, у отца, к примеру, – инженер-капитан тяги. Правда, потом их отменили.

Михаил Адрианович собрал различные документы, относящиеся к его родителям, их фотографии - все это теперь в папке с пометкой «Хранить постоянно».

Жизнь «вокруг кладбища»

Михаил Дубайлов, родившийся в День смеха, периодически с юмором упоминает, что вырос «на кладбище». Дело в том, что дом, где жила семья в Выборге, стоял на улице Первая наклонная, у Южного кладбища, которое в то время было действующим.

–Нередко во время похорон к нам приходили за лопатами, за водой. Мальчишек процесс привлекал тем, что многих военных в то время хоронили с автоматными залпами, мы смотрели на салют, а потом собирали гильзы. Да и все наши забавы проходили здесь: вокруг кладбища мы гоняли на велосипедах, играли в городки... Моя мама была активисткой и несмотря на то, что окончила только четыре класса, умела договариваться, по телефону она могла дойти хоть до министра! Так вот ей удалось добиться, чтобы домоуправление закупило для нашей улицы теннисные столы, ракетки, волейбольную сетку, волейбольные и футбольные мячи, а еще установить турник. Весь инвентарь хранился у нас дома.

Жили дружно всей улицей. Кстати, с одним из тех мальчишек, Иваном ЕПИФАНОВЫМ, мы дружим уже 68 лет! Часто с ребятами собирались у нас дома – родители купили патефон, и мы с удовольствием слушали «Танец маленьких лебедей», «Подмосковные вечера», «Песенку извозчика».

Мы жили в холодном деревянном доме, зимой вода в умывальнике замерзала (наверное, поэтому я много болел – до 14 лет одиннадцать раз перенес воспаление легких). Было свое хозяйство: коровы, козы, свиньи, куры, огород… Дети во всем помогали родителям.

Михаил Адрианович учился в начальной школе № 12, которая тогда размещалась на улице Приморской (сегодня в этом здании Дворец детского творчества). Потом появилась семилетняя школа под номером 12, а восьмой и девятый классы Дубайлова пришлись уже на вечернюю школу.

–Занятия проходили три раза в неделю, все остальное время я пропадал в библиотеке (в 1961 году здание центральной городской библиотеки, которая носит сегодня имя Алвара Аалто, было восстановлено и открыто для читателей). А еще я много рисовал, в том числе и школьные стенгазеты.

Кем стать? Куда пойти учиться?

–Незаметно подошло время выбора будущей профессии. Все мы три брата не раз катались с отцом на паровозах. В то время руководство железной дороги было заинтересовано в молодых специалистах, поэтому машинистам разрешалось брать с собой детей. На нас даже оформляли путевые листы. Мне нравились паровозы, и я задумывался о профессии машиниста. Однако отец, пока я учился в вечерней школе, устроил меня делопроизводителем в суд – я оформлял документы, формировал дела (почерк был красивый). Начал подумывать о юриспруденции. Но часто в суде слышал о том, что преступность сокращается и по подростковой наивности решил: профессия провальная, как работать, если преступлений скоро совсем не будет?

Мама хотела, чтобы я стал врачом, но больницы мне с детства надоели. Отец предложил попробовать поступить в институт железнодорожного транспорта. Однако медицинская комиссия по состоянию здоровья меня туда не пропустила… И в медицинский не приняли – рабочего стажа не хватало.

Мама сходила в Выборгское медучилище и договорилась, чтобы меня приняли туда. Но я все равно не пошел...

В конце концов отец привел меня в дистанцию зданий и сооружений железной дороги в качестве столяра. Он когда-то тоже учился столярному мастерству, умел делать все: столы, стулья, рамы, двери. Мне представили наставника, он быстро меня обучил, а занимались мы ремонтом деревянных конструкций вокзалов, домов, которые находились на балансе железной дороги.

Однако я не терял надежды получить образование и заодно с другом подал документы в сельскохозяйственный техникум (на агронома). Началась учеба, через несколько месяцев меня лишили стипендии, так как родители «слишком много» зарабатывали. Мне этот факт не понравился, я ушел на приборостроительный завод. Был простым работягой и обучался слесарному делу.

Адриан Дубайлов всю жизнь водил паровозы

Служба за канцелярским столом

Армейская служба его проходила в войсках ПВО Эстонии в городе Тапа. В первый же день, как новобранцев привезли к месту службы, ефрейтор раздал им листы и попросил написать слово «электрификация» – это был своего рода тест на грамотность. Как говорит Михаил Адрианович, благодаря хорошему почерку и грамотности он провел все три года армии за канцелярским столом. Оформлял приказы, вел личный учет. Служил достойно, был отмечен всеми видами поощрений, которые значились в уставе. В его семейном архиве хранится дембельский альбом со снимками сослуживцев, стихами, армейскими песнями и личными впечатлениями о службе.

Работа должна развивать ум!

После армии он устроился на завод детских колясок. Здесь встретил свою будущую жену, вместе с Людмилой и маленьким сыном более года жил в Эстонии. К тому времени его армейская должность стала гражданской, и Михаил вернулся за канцелярский стол. Работа нравилась, но отношение местных жителей к военным и гражданским людям было совершенно разное. Не прижились Дубайловы в Эстонии… Вернувшись в родной город, он почти десять лет был начальником секретного отделения в штабе 45-й дивизии, несколько лет служил в Германии, затем – в штабе 30-го Гвардейского корпуса в Выборге и почти 20 лет – в военном госпитале.

– Конечно, мест работы я сменил много, никак не мог найти такую сферу, где можно было бы развиваться умственно, получать новую информацию, где было бы интересно.

Жизнь на пенсии может быть насыщенной

–В госпитале раскрылись мои творческие таланты: у нас был клуб, радио, самодеятельный театр – во всем я принимал активное участие. Одним из первых прочитанных мною текстов на радио стал рассказ об Александре Суворове. Медработникам и пациентам так понравилось, что мои выступления в прямом эфире стали каждодневным делом. Еще я играл в театре, зачастую главные роли, читал со сцены стихи. Затем попал в Хор ветеранов при Дворце культуры, а потом участвовал в создании ансамбля «Гвардия», в котором пою и сегодня.

На заслуженном отдыхе мне совсем не скучно: репетиции и выступления ансамбля, чтение стихов в библиотеке Алвара Аалто, в качестве ведущего участвую в различных творческих встречах и концертах. Не дают скучать и близкие: у меня два сына – Михаил и Павел, семь внуков и два правнука! Я живу в городе, в который с детства влюблен, помню его послевоенным, разрушенным, видел, как его восстанавливали. Он возрождался так ярко и откровенно: красота, чистота, опрятность, люди добрые, культурные. Наверное, за все что есть у меня сегодня, чем могу гордиться, я и люблю Выборг, да и жизнь в целом.

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также