К юбилею Выборгского авиационного училища
2 августа 1949 года на базе школы авиационных механиков в городе Пионерске Калининградской области было создано 66-е Военно-морское авиационное техническое училище, готовившее техников-механиков для морской авиации. Спустя семь лет училище переезжает в Выборг, где размещается в финском полуразрушенном здании по улице Путейская дом 8, работы по его восстановлению легли на плечи курсантов и постоянного состава училища. В 14 км от города, на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе был открыт учебный аэродром. Приказом начальника ГУ ГВФ в 1960 году училище получило название Выборгское авиационное техническое училище гражданской авиации. В 2007 году училище было присоединено к «Санкт-Петербургскому государственному университету гражданской авиации». В этом году Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА празднует свое семидесятилетие, но для многих тысяч его выпускников, это учебное заведение по-прежнему будет называться ВАТУГА, а в памяти жителей нашего города, его вчерашние курсанты, навсегда останутся «гафниками».
Пролетариату нужна авиация
Отцом русской авиации принято считать Н.Е. Жуковского, однако появление на свет советской авиации - заслуга Владимира Ильича Ленина, именно он стоял у ее колыбели. В 1911 году находясь в эмиграции в местечке Лонжюмо под Парижем, он организовал русскую партийную школу социал-демократов, где вместе с Крупской не только готовил и воспитывал партийные кадры для революционной борьбы, но и любовался маневрами аэропланов. Всякий раз, как только выдавалось свободное время Ильич вместе с Надеждой Константиновной садились на велосипеды и отправлялись на аэродром, находившийся в 15 км от школы, где зачастую были единственными зрителями. Ленин думал о том, что когда-то и у пролетариата появится своя авиация, и рабочий класс сделается полноправным хозяином не только на земле, но и в воздухе.
Мечты стали реальностью, уже на второй день после революции Ленин говорит о необходимости и целесообразности развития авиации, а в декабре 1917 года по его указанию создается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики. Гражданская авиации в условиях социалистического строительства получает бурное и стремительное развитие.
В годы Великой Отечественной Войны личный состав гражданского флота, как и весь советский народ, встал на защиту нашей родины. Летчики гражданского воздушного флота (ГВФ) под обстрелом вражеской артиллерии совершали отчаянные полеты за линию фронта, доставляли в осажденные города боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозили в тыл раненых, стариков, женщин и детей.
После войны ГВФ благополучно продолжил свою работу, быстро восстановив прерванное воздушное сообщение, а объем перевозок не только достиг довоенного уровня, но и существенно его превысил. Значительно возросла роль авиации в различных областях народного хозяйства, без самолетов и вертолетов многие задачи просто не имеют своего решения, профессия авиатора стала востребованной и в некотором роде даже массовой.
Об этом напишется книга
Весомый вклад в работу Аэрофлота внесло и Выборгское авиационное училище гражданской авиации, которое подготовило не одну тысячу специалистов, работающих по всей стране, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в тех самых местах где в основном эксплуатируются вертолеты. В 1974 году, на момент празднования 25-летия, в училище работало 87 ветеранов войны и труда, 59 из которых были участники Великой Отечественной и Советско-финляндской войны. Даже если коротко описать боевые и трудовые заслуги работников ВАТУГА, понадобится ни один десяток страниц - это тема отдельной книги, которая когда-нибудь будет написана.
Некоторые из бывших учеников, после окончания высших учебных заведений возвращались и работали в училище. Назначенный директором училища в 1990 году М.Г. Русский, был одним из его выпускников. В эти трудные, как для страны, так и для училища годы, он смог не только продолжить начатое, но и осуществить переход от однопрофильного учебного заведения к многопрофильному. Училище стало готовить не только техников-механиков, но и техников-электроников, бухгалтеров-экономистов и техников по обслуживанию автомобильного транспорта. При фактическом отсутствии финансирования и помощи со стороны государства был освоен новый вертолет Ми-8МТВ с двигателем ТВЗ-117ВМ, вышли подготовленные авторским коллективом училища методические пособия по данному вертолету и двигателю. За весь период работы училища под редакцией таких авторов как А.Д. Богданов, В.А. Данилов, И.И. Железняк, В.В. Мордик, В.Н. Романчук, Д.А. Рыжинский, В.В. Красильников, Ю.А. Степанов, И.Л. Крученок, было выпущено 14 учебников и методических пособий по эксплуатации и ремонту вертолетов и авиационных двигателей, которые нашли применение не только в учебном процессе самого училища, но и в аэрофлоте.
За 60 летний период своей работы училище выпустило около 2 000 военных техников-механиков и более 15 000 специалистов для гражданской авиации. При штатной численности преподавательского и учебно-вспомогательного состава 309 человек, число курсантов достигало 2 160 человек, а ежегодный выпуск составлял от 670 до 690 человек. В 1970 году на учебном аэродроме было построено учебное здание авиационно-технической базы, смонтированы ангары, оборудованы стоянки для вертолетов, на которых со временем стала появляться и новая авиационная техника - вертолеты Ми-8, Ми-2, Ка-26, Ми-24, Ми-26. В 1973 году начал свою работу новый просторный учебно-лабораторный корпус с 28 аудиториями, двумя спортивными классами, библиотекой и тиром-манежем.
Несколько лет подряд училище принимало участие в ВДНХ, в результате было получено четыре серебряных и восемь бронзовых медалей, два человека участвовали в международной выставке в Италии и Вьетнаме.
Каждый пятый курсант училища участвовал в рационализаторской деятельности. Были разработаны и изготовлены сотни действующих макетов, стендов, тренажеров и моделей. В 1957 году старшему технику - лейтенанту Б.П. Гневашову было выдано удостоверение на техническое усовершенствование, к использованию был принят действующий объемный макет работы форсажного насоса.
Каждый третий курсант участвовал в художественной самодеятельности. На смотре художественной самодеятельности Аэрофлота училище завоевало почетное второе место, танцевальный и хоровой коллектив стали лауреатами этого смотра. Агитбригада «Орбита» неоднократный победитель смотров агитбригад Ленинградской области.
Каждый курсант был спортсменом и комсомольцем. В 1977 году на 21 спартакиаде учебных заведений МГА, спортивный коллектив училища занял третье место, а двумя годами ранее в училище был подготовлен первый мастер спорта СССР по тяжелой атлетике - курсант В. Петлин. Комсомольская организация училища была самой многочисленной среди организаций нашего города и за успешную работу была занесена в Книгу трудовой славы ЦК ВЛКСМ, была награждена переходящим вымпелом, дипломами и наградами.
Курсантские строительные отряды были частыми гостями на стройках Комсомольска-на-Амуре, Нарьян-Мара, Сыктывкара и даже на родине В.И. Ленина — Ульяновске. За годы 10-й пятилетки освоено 1 млн. 180 тыс. рублей капитальных вложений.
Улетая в бессмертие…
К сожалению, в истории училища есть и трагическая страничка, связанная с выполнением выпускниками училища их интернационального долга в Афганистане.
Сергей Вадимович Богданов
«Он никогда не говорил «книжка», только книга!», - вспоминает его мама Людмила Николаевна, - «писал стихи и с детства мечтая стать летчиком, часто говорил: «Какое это прекрасное чувство полета над облаками!». Два года он писал маме и бабушке письма из Афганистана и рассказывал будто служит в Узбекистане. На счету Сергея 120 боевых вылетов, его вертолет был подбит зенитной ракетой и взорвался в воздухе. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Сергей Николаевич Саранцев
Сергей очень любил своего отца, который всегда спокойно и доходчиво отвечал на вопросы сына. Для мальчика он был настоящим авторитетом. О своей мечте летать Сергей в первую очередь рассказал отцу. Решили поступать в авиационный. На счету Сергея 169 боевых вылетов, принимал участие в пяти операциях по высадке десанта. При его участии было перевезено 290 тонн груза, 1 900 человек личного состава и 85 раненых. В 1984 году он успел даже съездить в отпуск домой, радости родных не было предела. Вертолет, на котором Сергей служил бортмехаником, перевозил вышестоящее начальство. Летели под охраной двух Ми-8 и, все-таки, их сбили. Сергей до последней минуты не покинул машину, до конца исполнил свой воинский долг. Еще во время службы он был награжден медалью «За боевые заслуги». А орденом Красной звезды посмертно.
Сергей Валентинович Евтухов
Взорвался в самолете под Кандагаром, как и все ребята больше всего в жизни хотел летать. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Александр Петрович Щеняев
Летать и только летать, наземная работа авиационного техника его не устраивала. С 1987 года лейтенант А.П. Щеняев - борттехник вертолета Ми-8 спецотряда разведки в Душанбе, за три года выполнил 1 167 вылетов из которых 687 было боевых. Вертолет, в котором находился Александр, был сбит «Стингером». Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
Валерий Прокопьевич Колпаков
«… Главное в моей работе», - пишет он в своем письме домой, - «точность и добросовестное отношение к порученному мне делу. У нас есть такие места, где солдаты отсчитывают время по вертолетам. Они находятся в горах и добраться к ним можно только с помощью нашей машины. Мы везем им продукты, боеприпасы, почту. Вот так и служим, воюем...». В одном из таких полетов вертолет был обстрелян, от тяжелых ранений Валерий скончался в госпитале.
Говорят, летчики не умирают, не погибают, они улетают навсегда — в бессмертие. Вечная память героям.
Денис ГИЛЬМАНОВ
(продолжение в следующем номере)
Читать все статьи автора Денис Гильманов
Читайте также
-
В областном здравоохранении обещают ИТ-революцию
-
В России будут тиражироваться наработки Ленобласти в трудоустройстве инвалидов
-
Возраст для управления трактором предлагают понизить
-
Самые счастливые люди живут в Ленобласти
-
Минимальный коэффициент для выхода на пенсию повысился почти на 2 единицы
-
Тельмановский рубеж