Из записных книжек курсантов ВАТУГА

6781

Некоторые абитуриенты на вопрос членов приемной комиссии: «Для чего поступаете в ВАТУГА?», не задумываясь отвечали: «Чтобы стать летчиком!». Ребята не знали, что для этого нужно идти в летное училище, основной профиль ВАТУГА — подготовка техников-механиков для малой авиации. Впоследствии ни один из них не пожалел о своем выборе, три года курсантской жизни навсегда останутся в памяти всех его выпускников.

 Дядя Петя

С особой «любовью» относились курсанты к заместителю начальника училища по военной подготовке Петру Довгалюку, ласково называя его между собой «дядя Петя». Иногда в училище объявляли сбор по тревоге с последующим марш броском на 10 км. Время за полночь, на плацу училища стоит восемь рот, хлесткий февральский ветер со снегом обжигает тысячу курсантских лиц. Комбат Фалеев и полковник Довгалюк вместе с командирами рот проверяют готовность курсантов к марш броску. По правилам курсанты должны быть одеты в соответствии с погодными условиями и иметь при себе необходимые документы. В результате осмотра курсантов первого курса было выявлено, что далеко не каждый имеет шнурки в ботинках, носки на ногах, перчатки на руках и шарф на шее, у многих отсутствовали документы. Курсанты вышли налегке, в полной уверенности, что сразу после переклички вернутся обратно в теплую казарму. Довгалюк провел профилактическую беседу с курсантами и подержав часок на морозе, отпустил.

В 23 взводе был курсант Иосиф Ханукаев (Ёська) из Азербайджана, он имел уникальную способность пародировать чужие голоса. В самый неподходящий момент в роте раздавался голос полковника Довгалюка. Дневальный, стоящий «на тумбочке», вытягивался по стойке «смирно», курсанты вскакивали с кроватей, а в роте наступала гробовая тишина. Любил Ёська голосом любимого начальника и по телефону с другими ротами поговорить, сея страх и панику на другом конце провода.

В июне 1968 года, после окончания второго курса, четыре роты курсантов уезжали на сборы в Прибылово. В училище была традиция - накануне отъезда выбрасывать из окон на плац старое х/б и ботинки, поливать друг друга из пожарных шлангов. Курсанты, изловив где-то собаку, написали на боку синей краской «ДОВГАЛЮК» и выпустили погулять на плац. Под курсантские крики и свист, доносившийся из открытых окон, дежурные по КПП во главе с дежурным по училищу по прозвище Валера Коленвал, до ночи ловили бедного пса. Утром все разъехались, собаку как следует отмыли и накормили.

В 70-х годах в Тюменском управлении ГА выпускник ВАТУГА А. Петкевич организовал комсомольско-молодежную бригаду коммунистического труда по ремонту авиационной техники из восьми человек, шесть из которых были выпускниками ВАТУГА. Бригада, носившая имя Алексея Стаханова, взяла на себя обязательства выполнить пятилетний план за три с половиной года, за каждую смену давать полторы нормы и более. Многие из выпускников ВАТУГА служили примером для подражания не только в Тюменском управлении, но и в Аэрофлоте в целом. Газеты разных городов страны пестрили хвалебными статьями, а командиры и преподаватели ВАТУГА гордились своими вчерашними подчиненными и учениками.

Против лома...

Дело было зимой, курсант Юра Вонсул, возвращался из увольнения. Проходя по железнодорожному мосту, он увидел, что на его противоположной стороне трое парней пристают к девушке. Юра, галантно предложив даме помощь, вступил в неравный бой. Хулиганы были повержены, девушка исчезла, а Юра благополучно потопал в казарму. Ребята в роте заметили на его шинели разрез, пострадала не только верхняя одежда, но и суконный китель, свитер, нейлоновая и нательная рубашки, при этом на коже не было ни царапины. Все, кто был в роте немедленно отправились в город искать обидчиков, к ним не замедлили присоединиться и курсанты других рот. Дежурный по училищу, не в первый раз видя подобную картину, позвонил замполиту училища Я.В. Васильеву, который встретил организованную группу курсантов на подходе к Красной площади и строем вернул всех обратно.

В понедельник руководство училища приняло решение отчислить курсанта Вонсула, как зачинщика беспорядков. В ротах поднялся настоящий бунт, возглавляемый командирами взводов и отделений. Курсанты отказались идти на обед и самоподготовку. После долгих переговоров руководство училища приняло решение: «Вонсул прощен, но месяц будет без увольнения». Курсанты дружно промаршировали в столовую и на учебу.

На следующий день на занятиях курсанты обсуждали произошедшее с преподавателями. Самое «результативное» обсуждение было на лекции по конструкции двигателей у Юрия Степанова, который в прошлом тоже был выпускником ВАТУГА. Во время дискуссии он сказал: «Вы же технические специалисты, зачем вам нож? Вот взяли отъемный проводник коллектора зажигания и прошлись им вдоль спины и по рукам, чтобы впредь не было привычки за нож хвататься!». Внутри отъемного проводника находится провод высокого напряжения, сверху медная оплетка, а снаружи резиновое покрытие. Длина проводника около 40 см, получается компактное, гибкое и увесистое орудие ближнего боя, помещающееся в карман пальто или куртки. В аудиториях было много двигателей от Ан-2, Ми-4, Ми-1 на которых были коллекторы зажигания. Через пару дней с двигателей исчезли все проводники.

Традиции

В училище была традиция – в каждом увольнении натирать сукном отдельные элементы бронзовой скульптуры «Лось» и статуи «Лесной юноша». Милиция, зная об этом увлечении, в дни увольнений курсантов, дежурила в парке поближе к этим бронзовым памятникам. Курсанты массово толкались у скульптуры «Лося», отвлекая внимание правоохранителей, в то время, как «Лесному юноше» в отдельных местах уже придавали желанный блеск.

На втором этаже в училище стоял памятник Н.Е. Жуковскому — отцу российской авиации. Некоторые из курсантов, сдав очередной экзамен, заскакивали к нему на колени и горячо обнимая скульптуру за шею, кричали: «Дедушка Жуковский, я сдал этот проклятый экзамен, сдал!».

После сдачи государственных экзаменов курсантам раздавали пригласительные билеты, в которых было указано начало мероприятия и номер столика. На столике стояла бутылка шампанского, бутылка водки «Столичная» и закуска. Употребление спиртных напитков вместе с командованием ВАТУГА до 1969 г. было традицией, в 1970 г. - окончательно запрещено.

Некоторые преподаватели жили в специально отведенных комнатах при училище. Преподаватель В.Белик был женат, а его обаятельная супруга работала в городе. Каждое утро, во время развода на занятия, она шла на работу по плацу в направлении КПП. Как раз в это время, по команде «смирно» на плацу стояли 8 учебных рот курсантов. В полнейшей тишине, цокая каблуками, она грациозно проходит перед застывшим строем курсантов, которые преданно сопровождали ее проход одновременным поворотом головы. В числе прочих был и дирижер училищного оркестра, застывший с поднятыми руками в ожидании команды играть марш. Жена Белика минует музыкантов и оркестр взрывается маршем, курсанты благополучно расходятся на занятия. Утреннее появление супруги Белика перед курсантами тоже превратилось в своего рода традицию.

Экзамены

Опытные преподаватели не только давали глубокие знания курсантам, но и спрашивали. Строго принимал предмет «материаловедение» Сергей Иванович Журавлев - по прозвищу «Ледебурит», некоторые курсанты ходили к нему на пересдачу по несколько раз. На шпаргалки у Сергея Ивановича был особый «нюх», бывало, чтобы не попасться, студентам приходилось съедать свои шпаргалки. Сергей Иванович подходил к жующему курсанту и пожелав приятного аппетита говорил: «Ты прямо, как партизан – съел секретное донесение, чтобы врагу не досталось!». Но курсанту Володе Сайгакову однажды все-таки удалось списать. Он старательно нацарапал формулы на ногтях булавкой. Сергей Иванович чувствовал неладное, но так и не смог рассекретить «талантливого» курсанта с большими ногтями.

Гагарин…

27 марта 1968 года во время тренировочного полета погиб Ю.А. Гагарин, в СССР был объявлен общенациональный траур, а 30 марта ровно в 14.30 по всей стране объявили минуту молчания. В этот день один из взводов возвращался с монтажной практики в училище. Минута молчания наступила в момент перехода взводом проезжей части в районе рынка. Взвод замер, перегородив собою проезжую часть. Водители с недоумением смотрели на ребят, через минуту движение было восстановлено.

Об истории Выборгского авиационного училища гражданской авиации читайте по ссылке.

Подготовил Денис ГИЛЬМАНОВ

 

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также