Эти бойцы погибли суровой зимой 1940-го…
Суровой зимой 1940-го бойцы 8-й Краснознамённой Минской дивизии выполняли приказ командования по прорыву укреплённой полосы финской обороны на перешейке между Большим и Малым Раковыми озёрами, имевшей стратегическое значение.
…Десять из тех солдат вернулись из боя только спустя 85 лет, благодаря усилиям поисковиков отряда «Группа Безымянная». Теперь последний адрес бойцов – воинское захоронение № 55 в посёлке Кузьминское Гончаровского поселения, где их и предали земле с воинскими и христианскими почестями. Ни одного имени, увы, установить не удалось. Но скорее всего, они увековечены на гранитных плитах мемориала согласно спискам боевых потерь.
Что удалось узнать в архивах
– Эти солдаты погибли в конце февраля 1940-го года, – говорит консультант отдела увековечения памяти погибших при защите Отечества комитета по молодёжной политике Ленинградской области Герман САКС. – К тому времени на центральном направлении уже была прорвана так называемая линия Маннергейма, войска 8-й дивизии захватили важный укреплённый пункт Кирка-Муола и начали продвигаться к реке Салменкайта.
Поясним, что речь идет о современном посёлке Правдино и реке Булатная. По сохранившимся в архивах боевым донесениям известно, что в районе посёлка Ильвес (сегодня Грибное) и озера Глубокое наши войска встретили упорное сопротивление противника. Стремительное продвижение приостановилось.
– И тогда командование решило послать 8-ю стрелковую дивизию в узкое дефиле между двумя заболоченными Раковыми озёрами, где по данным разведки у финнов не было серьёзных укреплений. 22 декабря войска выдвинулись на перешеек в районе урочища Кууса и столкнулись с обороной неприятеля. Чтобы застать противника врасплох и прорвать укреплённую позицию, в тыл врага по льду озера было направлено два батальона 155-го стрелкового полка. Бойцы вышли по камышам в тыл к финнам, но в темноте дезорганизовались. В итоге наши батальоны были окружены и почти полностью погибли в бою у хутора Лехтола.

В посёлке Кузьминское церемония захоронения проходит уже второй раз в нынешнем поисковом сезоне
Поиск продолжается
Анализируя события, военные историки делают неутешительный вывод: советское командование не смогло воспользоваться численным и техническим преимуществом, и наши войска за несколько дней понесли большие потери.
– Поисковые работы в этом районе проводятся с 2014 года, – напоминает Герман Сакс. – По архивным данным нам казалось, что подняты уже все воины, погибшие в этом месте. Но земля ещё хранит свои тайны. Не исключено, что мы не последний раз проводим здесь церемонии захоронения.
…По окончании Советско-финляндской войны так называемые похоронные команды собрали на полях сражений тела и сложили их во временные захоронения.
– Имена многих героев навечно вписаны в историю этих мест – в названиях населённых пунктов, улиц, в монументах и памятниках, – отмечает заместитель начальника отдела увековечения памяти погибших при защите Отечества регионального Центра патриотического воспитания Ольга КРЫМОВА. – Но есть и другие, чьи имена неизвестны, чьи могилы затерялись среди лесов и болот. Они тоже внесли свой вклад в победу и заслуживают того, чтобы их помнили.
Часто следопыты годами ищут бойцов. Так замкомандира поискового отряда «Северный рубеж» Александр АНДРУШКО, как рассказывают его товарищи, лет 10 безуспешно искал госпитальное захоронение 187-го медсанбата в посёлке Маслово Каменногорского поселения. По послевоенным документам оно должно было быть перенесено в братскую могилу посёлка Свободное. И вот на помощь пришел местный старожил…
– Я помню, как отец рассказывал, что захоронение переносилось в 1958 году, – вспоминает житель посёлка Маслово Тимофей СМОЛИН. – А недавно 82-летний Николай Петрович ГОЛОВИН показал нам это место.
Для проведения работ по обследованию территории и подъёму останков бойцов в Маслово была организована экспедиция «Школы поисковика «Область славы»» под руководством Александра КОЛОЯРСКОГО, возглавляющего отряд «Красный выборжец». Его воспитанники – юные следопыты – оказали большую помощь опытным поисковикам. В работу также включились местные семиклассники Ксения СМОЛИНА, Дарья КОТСАЛАЙНЕН и Кирилл ШУВАРЕВ, которые с энтузиазмом помогали взрослым в столь важном и ответственном деле. В результате были подняты останки трёх красноармейцев.
– Мы наблюдали, учились у старших, чтобы в дальнейшем участвовать в таких работах, – говорит Ксения Смолина. – Это новый опыт изучения истории нашей Родины. Потом по приглашению руководителей «Школы поисковика» я ещё участвовала в экспедиции на месте боёв при переправе через Вуоксу. В следующем году обязательно буду поступать в «Школу поисковика».
– Сегодня мы хороним не всех бойцов, поднятых отрядами «Северный рубеж» и «Красный выборжец», – уточняет Александр Колоярский. – Останки одного из воинов, которого удалось идентифицировать, будут отправлены на его родину, в Грузию.
Помимо большой полевой и архивной работы поисковики сумели отыскать в Грузии Томаза ТОГОНИДЗЕ, внучатого племянника пропавшего без вести бойца Романа Глахуевича Тогонидзе 1921 года рождения. Генетическая экспертиза уже подтвердила с вероятностью 99,9 % их родство. После соблюдения всех формальностей по программе Поискового движения России «Путь домой» останки воина будет захоронены на земле предков со всеми традиционными почестями.
Мы пока не знаем их имен…
– Эти бойцы 23-й армии погибли в первые дни Великой Отечественной войны, защищая северо-западные рубежи нашей Родины, – сказал над могилой в посёлке Свободное Гарман Сакс. – Мы не знаем их имён, но точно известно, что они выполнили свой воинский долг перед Родиной до конца, пожертвовав ради этого жизнью. Настал черед и нам исполнить свой долг перед солдатами, захоронив их с подобающими почестями.
По госпитальной книге удалось установить дополнительно ещё 10 имён бойцов, прах которых был уже в послевоенные годы перенесен сюда из Маслово. До сих пор их имена нигде не были увековечены, и вот теперь они выбиты на гранитной плите, занявшей своё место на воинском захоронении № 25 сразу же после церемонии захоронения.
В посёлке Свободное есть ещё одна братская могила, обнаруженная в 2011 году благодаря вырезанной на сосне надписи: «Барковский И.Ф., ст. политрук…». Тогда выяснилось, что здесь похоронены бойцы 115-й стрелковой дивизии, умершие от ран в 233-м медсанбате в июле-августе 1941-го. В общей сложности – 93 воина.
В преддверии 9 Мая 2015 года на братской могиле был установлен обелиск и гранитные плиты с именами. В ходе архивной работы список пополняется.
На сегодняшний день в паспорте захоронения значится 623 бойца, включая военнопленных 13-го лагеря Юликуну, располагавшегося на территории современного посёлка Дымово.
В обозримой перспективе планируется благоустройство этого места. Поисковики рассчитывают найти в архивах схему расположения госпитального кладбища с детальным указанием кто и где был похоронен. Недавно руководители Историко-просветительской общественной организации «Память земли нашей» Ольга БОГДАНОВА и Михаил ЧИПЕНКО побывали в Архиве военно-медицинских документов в Петербурге. Там хранятся только истории болезней пациентов 233 медсанбата, схема же отправлена в Центральный архив министерства обороны, электронные образы единиц хранения которого можно отыскать в Обобщённой базе данных «Мемориал».
Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области
