Мария Трофимова: Долгий путь из Волхова в Выборг

Мария Трофимова: Долгий путь из Волхова в Выборг
771
Мария Трофимова 70 лет проработала на железной дороге

В начале мая 45-го года Мария ТРОФИМОВА ехала в поезде. Никак не могла понять, что происходит, почему пассажиры в вагоне обнимаются и плачут?.. Только вернувшись на станцию, узнала о том, что война закончилась.

Об этой женщине мы узнали от сотрудников Выборгского комплексного центра социального обслуживания. Мария Афанасьевна – их подопечная. «Всегда приветливая, добродушная, жизнерадостная» – так о ней отзываются социальные работники.

«Деточка, проходи на кухню. Сейчас чаю выпьем с конфетами», – так встречает 97-летняя женщина каждого зашедшего к ней в гости. За чашкой чая она начинает свой рассказ:

Родилась я в деревне Дубцы Волховского района. Росла без мамы, она умерла, когда мне было пять лет. Меня хотела воспитывать соседка, но отец не отдал, так как получал на меня пенсию. А семья была большая – пятеро детей, всех кормить, одевать надо...  

Тепло вспоминает Мария Афанасьевна своих братьев Колю и Васю. Один из них был послушником и пел в церковном хоре в соседней деревне, второй работал стрелочником на железной дороге. А сестра Вера трудилась на фарфоровом заводе.

Начала работать я с 13 лет. Начальник станции предложил своей племяннице взять меня в Ленинград нянькой для детей, пришлось еще стирать, полы мыть… Через некоторое время ушла я от них.

Когда началась война, ей исполнилось 16:

Помню, бомбили железнодорожную станцию, мы с Шурой прятались в лесу, разбегались кто куда. Однажды забрели в деревню Антушово, где повстречались с Верой. А дальше Шура осталась, мы с Верой пошли пешком в Малую Вишеру, добрались до места, спрятались в составе из пяти вагонов и уехали куда глаза глядят… Как оказалось, во Владимир.

«Беженцев» приютила местная семья, сестры помогали им по хозяйству. Позже Вера узнала, что на железную дорогу требуются рабочие, и там даже могут обучить. Марии на тот момент было всего 17, а брали с 18 лет. Сестры обратились к председателю сельсовета, он и выправил нужные документы. В течение полугода девушки осваивали новую профессию: Вера – главного кондуктора, Мария – старшего. После учебы их направили на Горьковскую железную дорогу.

После войны мы с сестрой решили вернуться в родную деревню, но там было все разбито. Братья и вторая сестра разъехались кто куда, а нам что делать?  Запрыгнули в грузовой поезд и приехали на станцию Сортировочная в Ленинград. Думали устроиться проводниками – вакансии были, а вот жить негде. В главном управлении нам предложили или стрелочниками в Ленинграде, или кондукторами в Выборге. Особо не раздумывая, мы выбрали Выборг. Здесь и остались на долгие годы. Город был сильно разрушен, но все равно понравился.

Поселили сестер-кондукторов в общежитии на Сержантской улице. К общей работе прибавились и маневренные, в какой-то момент Мария Афанасьевна даже хотела вернуться на родину, но сестра уговорила остаться.

Я 70 лет на железной дороге, считай всю жизнь! И ни о чем не жалею! – говорит Мария Трофимова.

Ирина МАКАРАНЦЕВА

Читать все статьи автора Ирина Макаранцева

Читайте также