О поездах и вокзалах в жизни Выборгской губернии

О поездах и вокзалах  в жизни Выборгской губернии
1100
Макет Выборгского железнодорожного вокзала 1913 года

В цейхгаузе Выборгского замка развернута выставка под названием «Нам открывается страна с вокзального порога». Экспозиция посвящена двум выборгским вокзалам, каждый из которых отмечает юбилей, и продлится до 17 марта будущего года.

Совместный проект

110 лет назад в Выборге был открыт вокзал, спроектированный знаменитыми финскими архитекторами Элиэлем Саариненом и Германом Гезеллиусом. 70 лет исполнилось с открытия современного здания, построенного по проекту ленинградских архитекторов Александра Васильева, Давида Гольдгора и Сергея Сперанского. За этими датами стоят не только красивые проекты, но и целый пласт развития железнодорожной отрасли, ставшей локомотивом развития нашего региона и во времена Великого княжества Финляндского, и в советские годы.

– Появление такой экспозиции стало возможным в результате сотрудничества Выборгского объединённого музея-заповедника и Музея российских железных дорог, который находится в Санкт-Петербурге, – рассказывает заместитель директора музея по научной работе Алексей МЕЛЬНОВ, пригласивший на экскурсию в цейхгауз слушателей недавно прошедших Губернских чтений.

Идея родилась в 2020-м году, когда музей РЖД совместно с Музеем финских дорог планировали выставку к 150-летию запуска линии Санкт-Петербург – Риихимяки. Тогда это было связано с пиар-акцией поезда «Аллегро». Времена изменились, Финляндия закрыла границы на ключ, «Аллегро» канул в Лету, а между тем коллеги из обоих музеев собрали много материалов. Часть оцифрованных работ, например, макетов станционных строений, можно увидеть на сайте Finna.fi. В результате, первоначальная идея оформилась в выставку, которая демонстрируется сейчас в цейхгаузе Выборгского замка.

Путешествие по железной дороге

Железные дороги всегда привлекают внимание. Здесь и техника, и история, а что касается нашего случая – история двух стран, бывших когда-то единым целым. Прогуливаясь по двум залам, как будто оказываешься в разных эпохах. В экспозиции более 200 предметов, примерно поровну из обоих музеев. Представлены карты, книги, шильды (информационные таблички) заводов Российской империи, которые в 19 веке занимались производством паровозов. Тут же макеты локомотивных составов и паровозов (как правило, эти макеты изготовляли работники депо), открытки, билеты, железнодорожные фонари, всевозможные механизмы, назначение которых с первого раза и не угадаешь.

Здесь можно познакомиться со значимыми датами в истории российских железных дорог – как в самой империи, так в Великом княжестве Финляндском, бывшем в то время её частью. Развитие железной дороги существенно повлияло на экономику и социальный ландшафт Великого княжества, в том числе Выборгской губернии. Алексей Мельнов поделился интересным наблюдением: анализ финских газет второй половины 19 века говорит, что открытию Сайменского канала финны уделяли больше внимания, чем запуску ж/д ветки Санкт-Петербург – Гельсингфорс.

Макет железнодорожной станции Терийоки

Дачники

Ввод в эксплуатацию упомянутой железнодорожной ветки между тем дал возможность петербургским дачникам массово заселять Карельский перешеек. Состоятельные люди строили здесь виллы, а менее состоятельные снимали дачи на лето. Макеты некоторых дач и станций можно увидеть на выставке. Райяйоки, Белоостров, Шувалово, Парголово – все эти станции были построены в стиле национального романтизма по проектам архитектора Бруно Гранхольма. Интересно, что сами модели были выполнены в 1973 году, им почти 50 лет. Замечательный экземпляр – макет станции Терийоки с подъездными путями и семафорами. Здесь располагался самый большой вокзал с рестораном, где можно было подкрепиться по пути. 

Одним из самых популярных мест на Карельском перешейке стала Куоккала, где Илья Репин построил свои Пенаты. В гости к Репину ездили Корней Чуковский, Давид Бурлюк, Александр Блок и многие другие знаменитости того времени. Их воспоминаниям о волшебной Куоккале посвящена специальная экспозиция.

Представление о том, как путешествовали в то время дачники, дает коллекция дореволюционных чемоданов и шляпных коробок из фондов Выборгского музея. Большая часть этого скарба принадлежала революционеру и музыканту Николаю Буренину, который был хорошо знаком с Максимом Горьким.

Граница

Тема, связанная с пересечением границы, в те времена была актуальна так же, как сейчас. По дороге из Петербурга в Выборг поезда больше часа стояли с нашей стороны на станции Белоостров, с финской – в Райяйоки. Нужно было пройти все пограничные и таможенные формальности, что доставляло неудобство путешественникам. К тому же, как вспоминал один финляндский сенатор, зашуганный петербургский дачник не мог провезти через границу даже бутылочку астраханского вина. Кстати, форма таможенника, который на выставке осуществляет проверку саквояжа, подлинная.

Случаи контрабанды наблюдались во все времена. Алексей Мельнов рассказывает, что однажды в музей пришла внучатая племянница известного выборгского купца Демьяна Маркелова. Во время революции семья разделилась: одна ветвь уехала в Финляндию, вторая осталась в Ленинграде. Но в начале 20-х годов еще можно было ездить из Ленинграда в Финляндию и обратно. Родственница Маркеловых принесла в музей несколько вещей, в том числе отрез ткани, который представительница их семьи купила в Хельсинки и, обмотав вокруг талии, привезла в Ленинград.

Известны попытки нелегального пересечения государственной границы. Самым известным нарушителем можно считать Владимира Ильича Ленина, который пересек границу под видом помощника машиниста. На картине из фондов музея, которая написана в 1960 году, Владимир Ильич изображен в костюме и белой сорочке на подножке паровоза. Как он в таком виде осуществлял свои рабочие функции и куда смотрели финские пограничники, осталось за кадром. Представлен и макет того самого паровоза, на котором вождь пересек границу и который теперь стоит на Финляндском вокзале.

И про вокзалы…

Гвоздь экспозиции – макет вокзала, построенного в 1913 году по проекту Сааринена и Гезеллиуса. Макет сделан в 1975 году и был подарен Советскому Союзу, как и знаменитый ленинский паровоз. Макет находится в собственности Музея российских железных дорог и участвует в пятой или шестой выставке.

Макета нынешнего вокзала не существует, но, кажется, мы и так знаем, как он выглядит. За последние 70 лет вокзал и прилегающие территории несколько изменились. Организаторы выставки нашли возможность показать эти перемены в фотографиях. После войны через Выборг по пути в Ленинград следовали многие иностранные делегации. Парадные ворота в СССР должны были показать всю мощь, красоту и прогрессивность нашей страны. Вокзал в Выборге был небольшим, но отвечал всем требованиям того времени. Скульптурная группа с непременным Лениным и Сталиным, который исчез после 20-го съезда, роскошная люстра, удобства для пассажиров, комната матери и ребенка, голубые ели и каштаны вокруг вокзала. Кстати, рассказывают, что вестибюль украшали мужской и женский барельефы, которые были сделаны с конкретных персон. Газета «Выборгский коммунист» даже сообщала о романтических отношениях между вошедшими в историю героями. Но в этом еще предстоит разобраться.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также