Выставка о прошлом и настоящем
До 25 декабря в ВЦ «Эрмитаж Выборг» проходит выставка живописи и графики «Поколения». Времени, чтобы посетить интереснейшее собрание работ представителей отечественной школы реалистов от начала прошлого века до наших дней, ещё достаточно. Однако откладывать культпоход не следует, особенно учитывая предновогоднюю суету.
На открытии директор центра Александр КОСТЕНКО охарактеризовал выставку как историю развития отечественной живописи, яркий пример творческой связи нескольких поколений художников. С ним согласилась эксперт Римма КИРИЛЛОВА, добавив, что посетители смогут совершить своего рода погружение в историю, ведь в экспозиции в том числе представлены шедевры мастеров легендарного объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Сергея Грузенберга, Вениамина Белкина.
Поклонникам живописи предоставляется возможность увидеть и оценить творения, безусловно, талантливых, самобытных, но, возможно, несколько забытых художников. Так, Пётр Бучкин известен как рисовальщик и портретист, оформлял детские книги, писал с натуры исторические личности – Ленина, Шаляпина. Борис Угаров – мастер жанровых и исторических картин, пейзажей, натюрмортов. В жанре натюрморта и пейзажа проявлял себя Борис Заозерский. Прекрасные лирические пейзажи писал Владимир Кранц. Ученик Юрия Пименова Никита Чебаков, будучи студентом, пробовал свои силы в кино, создал несколько эскизов к фильму Сергея Герасимова «Молодая гвардия», впоследствии много ездил по СССР, избрав героями своих картин-портретов самых обычных людей: рыбаков, врачей, рабочих. Отец и сын Виктор и Владимир Прошкины – династия не только в буквальном, но и в творческом отношении. И Виктор Николаевич, и Владимир Викторович предпочитали натюрморты и пейзажи.
Самым «возрастным» автором, представленным на выставке, является Иван Горюшкин-Сорокопудов, ученик великого Репина. Иван Силыч преподавал в Пензенском художественном училище имени Савицкого, которое ценилось не ниже Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Знаниями, переданными ему Ильей Ефимовичем, и своим умением педагог щедро делился с воспитанниками, ставшими в дальнейшем большими мастерами, Юрием Нехорошевым и Алексеем Кузнецовым. Их картины тоже имеются в экспозиции.
Юрий Нехорошев известен не только как живописец. Он возглавлял журнал «Творчество», являвшийся печатным органом Союза художников СССР. Казалось бы, сугубо профильное, идеологически выдержанное издание Юрий Иванович сделал интересным и популярным не только в профессиональной среде, но и для всех ценителей живописи. Эта инициатива не нашла поддержки в отделе культуры ЦК КПСС, где Нехорошева нещадно критиковали за отклонение от пропаганды идей соцреализма. Более того, в середине 80-х годов живописца и искусствоведа сняли с должности, так как он позволил себе критически отозваться о народном художнике Александре Шилове.
Учитывая, что сейчас кино проявляет живой интерес к советскому прошлому, о жизни и деятельности Юрия Нехорошева наверняка можно было бы снять увлекательный фильм или даже сериал. А разве не заслуживает внимания кинематографистов Михаил Крошицкий, с 1939 по 1958 год бывший директором Севастопольской картинной галереи, а в годы Великой Отечественной войны совершивший настоящий подвижнический подвиг, о чём пришедшим на открытии выставки рассказала Римма Кириллова:
– В 1941 году Михаил Павлович руководил эвакуацией Севастопольской картинной галереи. Вывез из города, на который стремительно наступали захватчики, 1200 экспонатов, это сто больших коробок. Отплыл из Южной бухты на транспорте 12 ноября, в пути сделал больше 40 остановок. Практически в одиночку сопровождая ценный груз, добрался до Томска, перенёс массу лишений, но сохранил картины. Уже в дороге узнал, что при бомбардировке Севастополя погибли его мама и маленький сын. Жене и дочке удалось спастись, они уехали в эвакуацию.
Эта потрясающая история произвела впечатление на пришедших на открытие. Добавим, что уже после войны Михаил Крошицкий стал директором объединённой Севастопольской и Симферопольской картинной галереи, а в 1957 году галерея снова заработала в городе русских моряков. В «Эрмитаж-Выборге» впервые публично выставлена картина «Сирень», прежде находившаяся в частном собрании.
В основном, «Поколения» представляют художников, являющихся приверженцами ленинградской (петербургской) школы живописи. Но есть и исключения. К ним относится москвич Анатолий Зверев, блестящий авангардист и график, которого при жизни в СССР считали непризнанным гением. Зато на Западе с официальным признанием не медлили, хотя самому художнику это приносило только моральное удовлетворение. Первая персональная выставка Зверева за рубежом прошла в Париже в 1965 году, а у нас он мог участвовать разве что в квартирных показах. Работами нашего соотечественника восхищались в Нью-Йорке, Вене, Брюсселе, Копенгагене, а в СССР первая и последняя «персоналка» безумно талантливого мастера прошла лишь в 1984 году, незадолго до его ухода.
– Он ездил между Москвой и Ленинградом, рисовал портреты друзей-художников чем придётся, даже сажей, – комментирует Римма Кириллова. Сейчас в российской столице есть музей Анатолия Зверева. Хорошо, что хотя бы после смерти талант живописца получил признание на Родине.
Большинство мастеров, картины которых можно увидеть до 25 декабря в выставочном центре, имели учеников, преподавали в художественных вузах. Отдавали своим воспитанникам все свои знания и умения, даже не пытаясь что-то утаить. Вряд ли при этом они опасались, что ученики могут их превзойти. В конце концов, увидеть своё продолжение, даже более совершенное, чем он сам, счастье для истинного Учителя. Именно такими были преподаватели Академии Штиглица заслуженный художник России, профессор Дмитрий Шувалов и Александр Злобин, профессор кафедры живописи и реставрации. Кстати, Злобин сам учился мастерству у Дмитрия Александровича.
Так же, как и современная петербургская художница Надежда БЕЛЕНЬКАЯ, назвавшая Дмитрия Шувалова «щедрым педагогом и уникальным человеком», который открыл ей многие профессиональные секреты. Такие эпитеты вполне применимы ко всем мастерам, уже покинувшим нас, чьи картины представлены на выставке «Поколения». Она, по замыслу организаторов, выполняет научно-исследовательскую и просветительскую функцию, напоминает о традициях, возрождает память о забытых именах.
Сергей КАРСАКОВ
Фото: Денис ЕГОРОВ
Читать все статьи автора Сергей Карсаков
Читайте также
-
Телефонограмма из больницы Выборга вызвала полицейскую проверку
-
В России утвердили план борьбы с потреблением алкоголя до 2030 года
-
На повестке дня глэмпинги, бутик-отели и морские причалы
-
Сегодня Выборгский район подводит итоги в сфере добровольчества
-
В хоккей играют настоящие мужчины!
-
Сетка, ракетка, волан...