Выборгский театральный смотр – событие международного масштаба

Выборгский театральный смотр –  событие международного масштаба
142
В постановке «Я – дракон» рассказывается о важности взаимопонимания в семье

Завтра IV международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот» подведёт итоги и объявит лучших. В течение недели 17 театров из четырёх стран мира состязались в творческом смотре. На открытии форума президент «Кукловорота», художественный руководитель Выборгского театра драмы и кукол, президент фестиваля Юрий ЛАБЕЦКИЙ вспомнил предысторию его создания, которая уходит в далёкий уже 1992 год.

Выдержал испытание пандемией и политикой

32 года назад в нашем городе проходил первый международный фестиваль «Nord Balt Puppe» («Куклы Северной Балтики»). Это был совместный проект с финскими коллегами из театра «Зелёное яблоко». Фестиваль проехал по странам Северной Балтики (Германия, Польша, Норвегия, Финляндия, Швеция, бывшие республики советской Прибалтики) и прекратил существование в 2006 году, что во многом объяснялось уходом из жизни руководителя «Зелёного яблока» Сирппы Сивори Асп.

После испортились отношения с Европой, нас никуда не приглашали, – говорит Юрий Лабецкий. – Но мы-то самим себе были нужны! И в 2019 году при поддержке Министерства культуры России и региональных властей организовали первый фестиваль, который получил название «Балтийский кукловорот».

Первым обладателем Гран-при выборгского смотра стал аргентинский театр «Alquimia titeres». Тогда, в 2019 (символично, что в России это был Год театра) в наш город, кроме гостей из Южной Америки, приехали труппы из разных европейских стран – Испании, Польши, Норвегии, Финляндии, Эстонии.  Следующий фестиваль выдержал испытание пандемией и также, с успехом, прошёл в 2020 году. Затем было принято решение проводить «Кукловорот» в режиме биеннале, то есть раз в два года. Но в 2022 году международная обстановка резко изменилась, с гостями из-за рубежа стало сложнее. Да и сейчас без трудностей не обходится.

– Очень хотели приехать наши старые друзья из Аргентины, победившие на первом фестивале – не вышло. Практически за свой счёт прибыли театры из Ирана, Китая и Мексики. Время сейчас непростое, мы даже думали, уместно ли организовывать очередной форум? Но решили, что детей нельзя оставлять без искусства. А ведь спектакли на «Балтийском кукловороте», в основном, детские, – рассказал Юрий Лабецкий.

 Дождь – к удаче

На торжественном открытии фестиваля было сказано много добрых слов и в адрес «Балтийского кукловорота», и лично Юрия Евгеньевича. Заместитель председателя регионального комитета по культуре и туризму Ольга МЕЛЬНИКОВА охарактеризовала выборгский форум как одно из основных событий национального проекта «Культура» и выразила гордость, что он проходит именно на гостеприимной ленинградской земле. «Мир не закрылся, мир здесь», – под аплодисменты обратилась к гостям и участникам сербская актриса и драматург Амела ВУЧЕНОВИЧ.

Заведующий кафедрой театров кукол Российского государственного института сценических искусств профессор Николай НАУМОВ оценил «Святую крепость» как вечно молодой и прекрасный театр. Народная артистка России, актриса Театра марионеток имени Е. С. Деммени Фаина КОСТИНА, признавшись в любви к нашему городу и его театру, пожелала фестивалю долгой и счастливой жизни. Любопытно, что первый «Кукловорот» открывался в ненастную погоду. Оправдалась давняя примета о том, что хорошо начинать важное дело, когда идёт дождь. Фестиваль живёт и будет жить!

 Про орла и ворона и праздник смерти

Официальная программа смотра началась в понедельник. Но ещё в воскресенье, за несколько часов до торжественного открытия фестиваля, гости из Мексики показали в парке Монрепо свой спектакль «Радость жизни». Директор и основатель театра, режиссёр Луис Фернандо ГУРРОЛА в России не впервые. Несколько лет назад он побывал на международном фестивале «Рязанские смотрины», где показывал свои работы и смотрел спектакли коллег. По его словам, получил потрясающий опыт, который использует в своей работе.

Наш спектакль – о празднике Дня смерти, который активно отмечается в Мексике. По сюжету три души усопших людей совершают путь в мир живых, что им разрешено раз в год. Всё заканчивается счастливо, согласно названию постановки. Мы с радостью приехали в Выборг, всегда интересно показать себя и пообщаться с коллегами. Очень понравился город, мы просто в него влюбились. Красивая архитектура и дружелюбные люди! Мы здесь как дома, – улыбается Луис Фернандо. 

Гость из Ирана, режиссёр и актёр театра «Базисазан» Насер АВИДЖЕХ и его товарищи в России впервые. Но их работа «Орёл», как ни удивительно, непосредственно связана с нашей страной. Иранский автор Парвиз Нател Ханлари при создании своей поэмы, по которой поставлен спектакль, вдохновлялся произведением Пушкина «Капитанская дочка». Особенное впечатление произвёл фрагмент, где Пугачёв напоминает молодому Гринёву сказку про орла и ворона. Первая птица питается горячей кровью, но живёт лишь тридцать лет и три года. Ворон предпочитает падаль, но зато и живёт триста лет. В человеческой жизни тоже есть орлы и вороны. У каждого свой выбор. Важно, что скажут о человеке после его ухода. Спектакль поднимает важные нравственные темы. Исполнители говорят на персидском языке, но настоящее искусство всегда понятно.

География российских участников «Балтийского кукловорота» обширная – от Волги до Урала. Так, театр теневых кукол «Тохот» прибыл из Екатеринбурга. По словам директора коллектива Сергея ЧЕРЕПАНОВА, в столице Урала кукольных трупп достаточно. Чем же пытается выделиться «Театральное Объединение Художников Оживляющих Тень»?

Применяем проекционные технологии: песочная анимация, мультипликация, теневые куклы. Работаем на теневом столе. Это наше авторское изобретение, мы даже получили патент. Стол позволяет соединять теневую историю с анимацией, при этом актёры не скрыты от публики. Зрителям важны и куклы, и эмоции рассказчика. В репертуаре, в основном, детские спектакли, хотя они интересны и для семей. В планах – постановка именно для взрослых зрителей. Театр – частный, зарабатываем на жизнь изготовлением кукол, декораций, реквизита, искусство у нас не для денег. Труппа небольшая. Но постепенно стараемся пропорции смещать в сторону театра, – планирует Сергей.

– Большое впечатление произвёл и уровень мероприятия, и сам город. Чувствуется европейский стиль. Мы часто бываем на фестивалях и можем сравнивать. Здесь всё замечательно, – делится впечатлениями актёр «Тохота» Степан ГОРИШНИЙ.

Театр кукол «Без занавеса» из Санкт-Петербурга тоже частный проект. Режиссёр Юлия МОРЕВА привезла на фестиваль спектакль «Я – дракон».

Это история о маленькой девочке, которая огорчала своих родителей. О том, что иногда родным людям не хватает взаимопонимания, и как важно находить общий язык друг с другом. Первый раз мы попали на «Балтийский кукловорот» случайно и были совершенно очарованы тёплой, приветливой творческой атмосферой. Для меня это было настоящее чудо – возможность познакомиться с товарищами по профессии, увидеть спектакли из разных стран. Наш театр камерный, труппа небольшая, приходится непросто. Конечно, актёры реализуют себя в других в других творческих замыслах. Но держимся уже 15 лет. Очень бы хотелось обрести своё постоянное помещение. Театр «Святая крепость» знаю давно. Здесь прекрасно работают и для детей, и для взрослых, и с куклами, и с драматическим материалом.     

Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также