В Санкт-Петербурге прошла 30-я Неделя финского кино

1152
Мика Каурисмяки и Анне Ламмилла на приеме в честь открытия 30-й Недели финского кино в Санкт-Петербурге

Тридцать лет сотрудничества в сфере кинематографа – с 25 октября по 3 ноября в Северной столице зрители смотрят новые фильмы финского (и совместного с финским) производства. Показы проходят в кинотеатре «Аврора» и на киностудии Ленфильм. Официальное открытие кинонедели состоялось в Генконсульстве Финляндии.

Финское консульство в Санкт-Петербурге поддерживало земляков-кинематографистов все эти годы и планирует продолжать укреплять культурные связи между Россией и Финляндией. Генеральный консул Финляндии в Петербурге Анне ЛАММИЛЛА устроила в честь открытия кинофестиваля приём, на котором приветствовала журналистов, кинематографистов и деятелей культуры.

Мы сделали всё, чтобы программа кинонедели была разнообразна и интересна, – заверила руководитель международного департамента Кинофонда Финляндии Яна ПУСКАЛА. – Некоторые фильмы уже отправились в международный прокат, так что успевайте их посмотреть!

Приятно, что в юбилейный год на кинофестиваль приехал именитый финский режиссёр Мика КАУРИСМЯКИ, снявший более тридцати фильмов, двадцать из которых которые становились призёрами мировых кинофестивалей. Вдвойне приятно, потому что его лента «Хельсинки – Неаполь всю ночь напролёт» («Helsinki-Napoli all night long») в далёком 1990-м открывала первую Неделю финского кино в Северной столице – Петербурге, и вот теперь картина Каурисмяки «Мастер Чен» («Master Cheng») открывает тридцатую.

– Мой первый фильм мы снимали в Германии, это экшен комедия. В центре сюжета финский характер – водитель такси в Берлине. Это такая немного безумная история в стиле фильмов Тарантино, действие разворачивается одной ночью, в течение которой происходят многочислен-
ные встречи… Кстати, Квентину фильм понравился, – рассказывает Мика.

Фильм «Мастер Чен» – одна из первых работ совместного производства – Финляндии и Китая, кроме того, в копродукции участвует Великобритания. Съёмки почти полностью проходили в Лапландии, в том числе в Соданкюля, где в 1986-м году Мика вместе со своим братом Аки основал легендарный кинофестиваль Midnight Sun. В центре сюжета – 45-летний китайский повар: внезапно овдовевший владелец ресторана Чен в поисках новой жизни и старого финского друга, встретившегося ему некогда в Шанхае, приезжает в маленькую лапландскую деревню со своим десятилетним сыном. Друга и след простыл, зато владелица кафе предлагает чужакам жильё взамен помощи на кухне. Чен удивляет местных жителей китайской кулинарией, которая, собственно, и помогает ему освоиться в новом обществе.

Вы знаете, я изучал много китайских традиций, в том числе и о принципах питания… Если вы обращали внимание, финская кухня не очень-то здоровая: картошка с мясом и так далее – зачастую принято есть совершенно несочетаемые продукты. Что касается китайской кухни, тут совершенно другой подход, – говорит режиссёр. – И всё же мой фильм не о еде. Вы знаете, сегодня в мире так много проблем! Самовлюблённые политики, среди которых встречаются диктаторы – все эти безумные и безответственные люди, стоящие у власти, хотят разъединить людей, разрушить мир. Если все мы будем считать друг друга чужими, врагами, мир разрушится очень быстро, что и происходит сейчас. Одно отношение к экологии чего стоит! Поэтому я снял историю, которая объединяет людей. И еда в этом фильме – это всего лишь возможность, которая поспособствовала объединению. В этом кино нет убийств, бандитов, спецэффектов. Это такое по-настоящему человечное кино, о человеческих ценностях. Думаю, именно такое кино сегодня нужно людям. Мы показали Лапландию – это прекрасная нетронутая природа, и мы с вами должны понять, как сохранить эту природу, потому что разрушить легко… Мы видим, что происходит с лесами на Амазонке, в России… Мы видим, насколько загрязнён мировой океан… При всём при этом в фильме довольно много юмора.

Премьера фильма состоялась в Финляндии в конце сентября, после чего «Мастер Чен» был продан в прокат в десятки стран. В ноябре его увидят в Китае, затем в Европе. Российскому зрителю посмотреть фильм кроме как на Неделе кино, вряд ли удастся – попасть в российский прокат очень сложно, говорит г-н Каурисмяки.
Сам режиссёр последние тридцать лет жил и творил в Бразилии, но политическая, экологическая и экономическая обстановка в стране способствовала тому, чтобы в августе 2019-го семейство Каурисмяки вернулось в Хельсинки:

Я люблю российское кино советских времён – там было чему поучиться. Я был впечатлён фильмами Сокурова, Михалкова, Никиту Михалкова встречал лично. Также люблю Алексея Германа. Поскольку последние тридцать лет я прожил в Бразилии, а это не близко, я не очень хорошо знаю современное российское кино, как не очень хорошо знаю и финский кинематограф. Но заметил, что раньше, когда я уезжал, никто не хотел смотреть финское кино – всем нужен был Голливуд, сегодня ситуация почти противоположная.

Наш корреспондент спросил режиссера, что связывает его с Россией, с Выборгом:

– Мой отец родом из Карелии, с Ладоги, а моя бывшая жена – из Выборга, поэтому, как вы понимаете, я бывал там много раз. Наши страны связывают многолетние отношения. Учитывая, что мы столько лет живём рядом, тем более что когда-то Финляндия входила в состав Российской империи, финны не сильно отличаются от русских. Можно даже где-то сказать, что у нас одни корни. Калининград, Карелия, Санкт-Петербург, Мурманск, Выборг – я бывал в этих городах много раз и думаю, мы должны сохранять и укреплять связи как на международном, так и на общечеловеческом уровне.

Остается добавить, что читатели ещё могут успеть посмотреть финское кино: 2 и 3 ноября на Ленфильме (Каменноостровский пр, 10) состоятся четыре заключительных показа. 2 ноября в 17.00 – «Гипнотизёр», в 19.00 – «Рай Марии». 3 ноября в 17.00 – программа короткометражного кино, в 19.00 завершающий показ – «Оборванная жизнь Юйсе Лескинена».

Ирина ВОЛОЧКОВСКАЯ

Читайте также