В галерее «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Сквозь призму»
Чем отличается женский взгляд на искусство от мужского? Получить ответ на этот вопрос можно, побывав на выставке «Сквозь призму», которая открылась на днях в Художественной галерее «Эрмитаж – Выборг» на Димитрова, 5.
Идея экспозиции, которая состоит из семи сольных женских проектов, подсказана актуальной тенденцией. Во многих странах мира нынешний год проходит под знаком женщины-художника. Общество решило ещё раз напомнить, что раньше путь женщины в искусстве был связан с разного рода сложностями. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Женщины учатся искусствам, которые ранее были доступны лишь мужчинам, выступают в роли педагогов, не прячут свои творения за мужскими именами и участвуют в выставках. В России художницы, если можно так сказать, привычное явление. Если раньше женщин отлучали от искусства по разным причинам, одна из которых та, что это не соответствовало социальной роли матери и хранительницы очага, то сегодняшние художницы успевают всё – и детей воспитывать, и семью обихаживать, и преподавать, и творить.
Открывая выставку, директор ВЦ «Эрмитаж – Выборг» Александр КОСТЕНКО сказал, что ни одна выставка в галерее не обходится без женского участия, а нынешняя экспозиция – собрание чудесных творческих работ с оригинальным взглядом, где есть живопись, скульптура, работа с медью и керамикой и много того, что не было показано раньше.
В выставке приняли участие Винера АБДУЛЛИНА, Татьяна КОРШУНОВА, Любовь КОРОТЫЧ, Анна МОЗГОЛОВА-ПШЁНОВА, Дарья ПИНЕЖАНИНОВА, Татьяна КУРИЛОВА, Дина ФОМИТОВА. Живописцы, скульпторы, реставраторы, совсем молодые и умудрённые опытом, работающие в разных техниках, предпочитающие разные темы. Соединить таких непростых семерых участниц – непростая задача в любом случае. Организаторы решили задачу мудро, предоставив под каждый проект отдельное место, и попросили участниц напечатать постеры с эссе о себе и своих проектах. Выставка сложилась как мозаика, где у каждого – своё место.
Авторский «уголок» Анны Мозголовой-Пшёновой, единственной здесь выборжанки, привлекает внимание с первого взгляда. У Анны маленькая дочь, и ещё не так давно её жизнь и творчество проходили под этим знаком. К нынешней выставке она подготовила несколько работ, в которых женская тема вышла за рамки материнства. Проект называется «Ищите женщину», а женщина, по мнению Анны (и мы с ней согласны), повсюду. В своих графических сюрреалистических листах Анна изображает женщину в разные моменты жизни.
– Я уроженка Выборга, и очень рада, что удаётся выступить в родном городе хоть и с небольшим, но персональным проектом, – рассказала художница. – Идея интересная и неисчерпаемая, поскольку женские образы многообразны, они летают и в жизни, и в искусстве. Надеюсь, она продолжится в будущем.
Организатор экспозиции, эксперт Римма КИРИЛЛОВА представила творчество скульптора Винеры Абдуллиной. В её проекте «Трепет бронзы» представлены разноплановые работы. Это скульптурные фигурки детей в национальном татарском колорите и серия плакеток с барельефными изображениями жен декабристов, и совершенно магическое бронзовое зеркало, в котором наверняка можно увидеть что-то неизведанное.
– Скульптура – это мужской вид искусства, подразумевающий тяжелый физический труд, а между тем Винера – хрупкая женщина, – говорит Римма Кириллова. – Но она не просто мастеровитый ремесленник, который знает анатомию, хорошо лепит, делает патину. Для нас ценна концептуальность её работ. У неё есть потрясающие новые серии, которые мы будем показывать в будущем.
Под проект Татьяны Коршуновой «Стоп. Кадр» выделен хоть и небольшой, но целый зал. Татьяна – скульптор, училась у Аникушина, часть представленных здесь произведений – скульптуры из керамики. Но главную скрипку в этом проекте играют коллажи, изображающие город в разных ипостасях. Суровый и праздничный, мистический и обыденный, немного в размытом ракурсе, как после дождя. Это всё разноликий и любимый Питер. Но в какой технике выполнены работы, в первый момент понять невозможно.
– Я начала заниматься коллажем 20 лет назад, и с тех пор он меня захватил и поработил, – рассказывает автор, – чем глубже я погружаюсь в эту технику, тем больше понимаю, что у неё безграничные возможности.
Предварительных набросков Коршунова не делает, говорит: «Начинаю с левого верхнего угла и заканчиваю правым нижним, а идея идёт от головы». Основой пейзажного коллажа служит фотография, а материалом – бумага, причём бумага всякая.
– Один раз вышла из метро и увидела на земле интересную бумажку. Из неё сделала облетающую крону дерева, – призналась Татьяна. – Я не раскрашиваю бумагу, считаю, недостойным для этой техники. Именно бумага придает изображениям остроту, чёткость и неповторимость.
Впервые приняла участие в выборгской выставке Татьяна Курилова, художник-реставратор Русского музея. Она призналась, что в музее множество проектов, в которые вовлечены все сотрудники, и времени на творчество остаётся очень мало. Тем не менее, для Выборга оно нашлось. Акварельный проект «Жизнь как путешествие» рассказывает о любимых местах художницы, а на одной из работ изображён уголок музейной реставрационной мастерской.
Спокойствие и красоту излучают работы Дины Фонитовой, преподавателя реставрации на факультете искусств в Санкт-Петербургском государственном университете. Реставратор зданий и церквей, Дина находит время для творчества, и, как рассказывают коллеги, она называет себя патриотом России и всегда изображает свою малую Родину – Петербург, Ленинград и его окрестности. Её проект «Палитра родного края» наверняка привлечет любителей природных пейзажей.
Любовь Коротыч назвала свой проект «То, что сердцу мило». В нём соединились четыре живописных и около сорока графических работ, в которых виден и высокий профессионализм, и стилистическое многообразие, и умение сочетать несочетаемое, а главное – некая детская непосредственность. Очень необычная идея – изобразить собственного отца, весьма уважаемого в мире искусства человека, в виде мышонка. Серия шутливых работа называется «Папа Костя».
– Мне всегда была интересна детскость работ, – поделилась Любовь Коротыч. – Причем, не столько в детях, сколько во взрослых, когда оно вдруг прорывается наружу. Эту внутреннюю детскую опору я всегда видела в людях, и мне всегда хотелось ее показать. Когда у меня родились дети, мне захотелось передать это тепло и детскую непосредственность.
Вернисаж выставки «Сквозь призму» прошёл как всегда творчески. Студентка училища имени Мусоргского, лауреат международных конкурсов Мария Кляцко на виолончели и флейте великолепно исполнила фрагменты из музыкальных произведений «Серебряные трубы», «Риголетто», «Звучит Москва». Гости читали стихи. Светлана Браткина, член Российского Союза писателей, прочла свое стихотворение о Петербурге, посвятив его работам Дарьи Пинежаниновой.
Дарья – самый молодой участник выставки, между тем, она не уступает в мастерстве, профессионализме и таланте своим коллегам по цеху. Её выразительной графике подчиняются разные темы – строгие виды Петербурга, лиричные пейзажи и шутливые портреты.
Среди гостей галереи в очередной раз были замечены ученики гимназии № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Регулярные посещения выставок для школьников часть художественного образования. На вернисаж многие участницы пришли с домашней поддержкой. Детям, судя по всему, творческая атмосфера по вкусу. Что полностью опровергает тезис, что воспитание детей и искусство несопоставимы.
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
В торговых сетях выявлено много поддельного коньяка
-
Водоснабжение Выборга
-
Новогодние праздники в Ленобласти не должны быть ничем омрачены
-
Бригады СМП Ленобласти обеспечили отечественными планшетами
-
Воспитанников ресурсного центра порадовали своим визитом новогодние волшебники
-
Педагогам хотят платить за успехи учеников по всей России