В библиотеке Аалто прошел Книгофест «Выборг, читай!»

1337

В просторном вестибюле в этот день продавали книги и свежезаваренный кофе, а в лекционном зале проходил ряд творческих встреч. Библиотека Аалто для жителей нашего города уже давно превратилась в своего рода «третье место» - часть городского пространства, не связанная с домом и работой, играющая важную роль в развитии общества и выполняющая важные социальные функции.

Директор библиотеки Елена РОГОЗИНА лично встречала посетителей, отвечала на интересующие их вопросы и, как всегда, дружелюбно улыбалась.

– К сожалению, сегодня идет дождь, это помешало многим прийти на нашу встречу, – с легкой обидой на погоду, говорит Елена Рогозина. Однако творческая встреча с Яковом ГОРДИНЫМ, несмотря на капризы природы, собрала полный зал.

– Историю пишут победители, – начал свое выступление Яков Аркадьевич, – история трагедии царевича Алексея была написана его отцом. Сын, попавший под влияние духовенства, был опасен, и от него было необходимо избавиться. Мы привыкли представлять царевича Алексея по картине русского художника Николая Ге, – развенчивает миф Яков Гордин, – ленивый, нерадивый, не желающий заниматься государственными делами – на самом деле это не совсем так.

Яков Аркадьевич собирается написать книгу, которая поможет понять, почему Петр I с такой жестокостью расправился со своим сыном и каким на самом деле был царевич Алексей. Основываясь на свидетельствах, рисующих Алексея совершенно в ином свете, он в рамках творческого вечера совершил небольшой экскурс в историю.

Много информации нам оставили иностранные дипломаты, писавшие подробные донесения на родину, которые были перлюстрированы и таким образом оказались в нашем распоряжении. Английской посол в 1705 году писал о том, что пятнадцатилетний царевич высок и широкоплеч, хорошо говорит на голландском языке и общается с высокопоставленными государственными лицами. В 1856 году историк Николай Устрялов получил следственное дело царевича Алексея, некоторые материалы из которого были опубликованы. Общество было потрясено.

24 декабря 1714 года Петр издает указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». Выяснилось, что кругом происходит воровство, причём со стороны близких царю людей. Из воспоминаний английского посла Маккензи мы узнаем, что Петр упрекал Александра Меншикова в бесчисленных хищениях, называя сумму в миллион рублей. Редкий деятель из окружения царя не был замешен в воровстве, но Меншикову он все прощал, поскольку был уверен, что сможет опереться на него в трудный момент. Находясь в такой ситуации, Петр решает сместить царевича. У царя были свои шпионы, и он, разумеется, знал, что близкие люди из его окружения симпатизируют царскому сыну. Страна устала от войн, высоких налогов и рекрутских наборов, элита тоже находится в напряжении, у Петра был достаточно жестокий нрав. В результате образовался круг высокопоставленных лиц, ориентированных на Алексея, который в первую очередь хотел прекратить завоевательную политику.
В результате царевич был вынужден бежать в Вену и просить там политического убежища у австрийского императора. Вернувшись из-за границы, он был лишён права на престолонаследие, предан суду и осуждён на смерть как изменник.

Следствие было очень жестоким, Алексея пытали, Пётр требовал назвать имена всех, кто был готов его поддержать. Но дело было прекращено, если бы пришлось карать всех, кого назвал царевич, то вокруг осталась бы одна пустота. После этого Петр перестает доверять своим соратникам – это был не просто конфликт с сыном, а начало новой эпохи.

Первым историком, державшим в руках дело царевича Алексея, был А. С. Пушкин, который должен был написать историю Петра I, но после прочтения материалов дела его отношение к этой исторической личности резко изменилось, и того, чего от него ждали, Пушкин написать уже не мог.

Когда закончилась творческая встреча, мы спросили у Якова Гордина, кем он себя считает больше: историком или писателем?

– Я литератор, который занимается историей, – немного подумав, ответил он.

А затем сказал, что мы продолжаем жить в государстве, основанном Петром I, с его минусами и плюсами. Впрочем, назвал Яков Аркадьевич только минусы, к которым отнес наличие мощной бюрократической структуры, которую так и не смог побороть Петр I – у него практически опустились руки.

Яков Гордин, как известно, с 1991 года является главным редактор журнала «Звезда». На вопрос о том, трудно ли сейчас быть редактором литературного журнала, ответил так:

Раньше было гораздо легче, даже несмотря на цензуру. Сейчас проблемы финансовые, подписка на журнал небольшая, мы получаем гранты от города и благотворительную помощь от людей, которым важна литература.

Денис ГИЛЬМАНОВ

 

Читайте также