Учились мы на старших глядя...

Учились мы на старших глядя...
2033
Три поколения преподавателей: Лидия Сариева, Лилия Чучунова, Мария Афоничева, Дарья Воронова, Светлана Адронова (мама Анны Тихоновой), Елена Станиславская

Наш разговор о музыкантах и проектах школы продолжается вместе с наступлением учебного года. Сегодняшняя наша беседа посвящена династиям, которые являются неотъемлемой частью и достоянием нашего учебного пространства.

Если верить толковым словарям, понятие «династия» происходит от греческого dynasteia – господство, ряд последовательно правивших монархов, принадлежащих к одному роду. Род, семья всегда играли на Руси особую роль, выполняя функции воспитания, передачи культурных ценностей населяющих Россию народов, сохранения традиций и установок. Традиции династий, возникнув тысячелетия назад, прижились, укреплялись, стали оплотом державной власти. Самые известные представители династий – Рюриковичи и Романовы – передавали власть от отца к сыну и правили на просторах России столетиями.

Династия – синоним семейственности. Поэтому несложно догадаться, что традиции династий, сформированные веками, и по сей день остаются определяющими во многих областях деятельности человека. С древности передавались от отца к сыну, от матери к дочери, от бабушки к внучке секреты народных промыслов, песен и сказок, уходя корнями к истокам.

В кладовых только лишь русского искусства можно наблюдать традиции преемственности поколений и образования династий в среде художников, архитекторов, музыкантов. Фамилии семейств художников Рерихов, Колокольниковых, Брюлловых, Маковских, архитекторов Бенуа и Растрелли (список можно продолжить), – вклад каждой значительно обогатил русскую землю. Зарубежная культура также богата династиями. И как тут не вспомнить великие династии итальянских изготовителей скрипок Амати, Гварнери и Страдивари, в которых изготовлением скрипок занимались целыми семьями, сохранение секретов изготовления было делом чести, а потому, даже современным ученым до сих пор не удалось приблизиться к разгадке тайны особенного, непревзойдённого звучания музыкальных инструментов, изготовленных этими семьями. На принципе семейственности работали фирмы основателя изготовителей самых известных во всём мире роялей Генри Стейнвея.

Интересные тенденции можно наблюдать, посмотрев и на развитие спорта. Именно в спорте, как в барометре национального самосознания человека XXI века, наиболее ярко мы видим также тяготение к принципам семейственности и сохранения династий: в современном футболе братья Кержаковы, отец и сын Мостовые, в фигурном катании Татьяна Тарасова – дочь знаменитого хоккейного тренера, Алина Загитова и Евгения Медведева также продолжательницы спортивных традиций своих семей. Биатлонисты и лыжники, хоккеисты и пловцы, теннисисты и баскетболисты… Да разве назовёшь представителей всех спортивных направлений, ставших началом успешных династий в спорте?

Музыкантов же, воспитанных в преемственности поколений особенно много. Рождаясь в музыкальной семье и имея возможность слышать музыку ещё в утробе матери, дети часто награждаются особыми способностями, а нередко и талантом. Вспомним знаменитых педагогов Московской консерватории – отца и сына Генриха и Станислава Нейгаузов, скрипачей Давида. Игоря, Валерия Ойстрахов, Дмитрия и Максима Шостаковичей. Немало семейных кланов и в среде современного музыкального образования, в частности в музыкальных училищах и консерватории Санкт-Петербурга. Зная, сколько сил вложено родителями тех, кто сегодня преподаёт и занимает посты в самых почитаемых музыкальных учебных заведениях страны, можно сделать однозначный вывод: процесс родового, наследственного дела имеет устойчивые и положительные тенденции к развитию. Именно свои, родные, владеющие профессиональными тайнами, поддерживающие и покровительствующие мамы, папы, бабушки сегодня становятся проводниками и помощниками для следующих поколений в мир нашей непростой профессии.

Однако не всегда и не всеми эта тенденция принимается положительно. Часто приходится слышать критику в адрес детей современных музыкантов: певцов-исполнителей эстрадных популярных песен, актеров кино и театра. То есть тех, чья деятельность находится на виду. В этой области почему-то считается, что дети известных исполнителей появились на сценических площадках и в ТВ-проектах исключительно с лёгкой руки своих родителей. Поэтому многие молодые певцы и актёры нередко пытаются скрыть информацию о своих родственных связях, пытаясь доказать миру свой собственный, исключительный талант.

Как же передаётся семейный «подряд»? Из каких мотивов складывается желание ребенка пойти по родительским стопам? Могут ли человеку на генном уровне передаваться способности к одному из видов профессии? Учёные склоняются к тому, что скорее нет… 

Если заглянуть в жизнь нашей школы, можно увидеть, что продолжателей династий становится у нас больше из года в год. Александр ХЛЕБОВ продолжает традиции, начатые его мамой, находящейся сегодня на заслуженном отдыхе, Эльмирой ХЛЕБОВОЙ. Елена БОГУМИЛОВА – дочь Лидии Достоевской, многие годы бывшей директором нашей школы. Сегодня здесь работают мать и дочь САРИЕВЫ – Татьяна и Лидия. А также соответственно Татьяна ГУСЕВА и Дарья ВОРОНОВА. Кстати, дети автора этих строк Лилия и Яков ЧУЧУНОВЫ также сегодня трудятся в школе. Валентина ПЛЕЩЕНКО выучила в школе свою дочку, нашедшую призвание в музыке. У Елены СТАНИСЛАВСКОЙ окончила нашу школу внучка, у Марины КЛИМОВОЙ семейной пары преподавателей Татьяны и Сергея ЛУКОВЕНКО, Инны Сапоговой, Ирины Ким, Зои Наугольновой аттестат о музыкальном образовании имеют сыновья, а у Марины Лебедевой азы фортепиано изучали сразу две дочери.

Своих детей и внуков привели в школу и обучают пианистка Наталья ВАЛЬЧЕНКО, преподаватель теории музыки Людмила КУЗИНА и преподаватель класса флейты Наталья ДЕГТЕРЕВА. У преподавателя Анны СТУК девочки обучаются игре на фортепиано и скрипке. Мария АФОНИЧЕВА, молодой специалист, преподаватель класса виолончели, вернулась в школу в качестве преподавателя, а её брат закончил школу по классу фортепиано. 

Нельзя оставить без внимания и наших учеников, приходящих в школу по стопам своих старших братьев и сестер. В их числе сестры и брат БЕРЕНДЕЕВЫ (кстати, старшая из девочек этой семьи в свое время получила аттестат и теперь студентка одного из музыкальных училищ Петербурга). Из троих наших выпускниц ФУРМАНОВЫХ две сегодня получают профессию музыканта.

В музыкальном училище учится сегодня одна их трёх, выучившихся в школе, дочерей Дениса Тесёлкина.

Из трёх сестёр Кальцановых младшие пришли в школу вслед за старшей, уже учащейся музыкального колледжа, а в большом и дружном семействе Людневых самый младший продолжает традиции старших братьев.

Одного за другим привели детей в школу семьи НЕВЕЛЬСКИХ, САДОВСКИХ, МЕРЗЛИКИНЫХ, АРАКЧЕЕВЫХ, ТЕРЕНТЬЕВЫХ, ПОПОВЫХ, САМОЙЛЕНКО, ЧЕРНОГОРЛОВЫХ, ШАЛГИНЫХ, СУДЖАЕВЫХ – список внушительный, конечно, далеко не полный и, к счастью, имеющий своё продолжение. 

Примечательно, что в школе трудится немало людей, которые нашли работу там, где отучились их дети. Заведующая административно-хозяйственной частью Светлана ЦЫПУШКИНА в свое время учила играть на скрипке свою дочь, у уборщицы Елены КУДРЯШОВОЙ сегодня учится в школе внук, а дежурная Светлана АНДРОНОВА – мама известной в  Выборге (и не только) виолончелистки Анны ТИХОНОВОЙ, продолжившей  образование в музыкальном училище. Выбор рабочего места у этих людей не случаен: там, где живёт искусство, работается легко и радостно!

Труд в школе сегодня – не для слабонервных, и тому есть множество причин. Культура общения, творческая составляющая, выдержка и хорошее здоровье требуются сегодня всем – от преподавателя и администрации до обслуживающего персонала. В школе нет важных и неважных работников, нет нужных и ненужных предметов и специальностей. Все, кто оказывается на её пороге, есть и будут самыми необходимыми и важными членами коллектива, а потому, прирост тех, кто не по наитию, а по осознанному выбору пришёл сюда – это опора и оплот школы. Традиции династии и семейственности продолжаются. Кто следующий?

Нелли ЧУЧУНОВА

Читайте также