Старинные выборгские печи

Старинные выборгские печи
580

Авторы – частые гости в нашем городе, их хорошо знают выборжцы. Неслучайно на презентацию издания, которая прошла в марте в Межпоселенческой библиотеке на Пионерской, 4, собралась многочисленная публика – краеведы, экскурсоводы, сотрудники учреждений культуры и горожане, интересующиеся историей Выборга.

Мы давно стоим на охране изразцовых печей. Часть нашей научной работы – это сбор архивных данных и увековечение этих объектов культурного наследия, – рассказывает Константин Лихолат. – Открыла серию, посвященную печной керамике Выборга, книга «Изразцовые печи Выборга». Она была переиздана с небольшими добавлениями, а сегодня мы презентуем совершенно новую книгу: расширили географию и показываем объекты, на которые стоит обратить внимание. Например, на сохранившиеся изразцовые печи финских производителей рубежа 19-20 столетий.

Примечательно, что практически все населенные пункты района, где выявлена хотя бы одна подобная печь: Светогорск, Каменногорск, Высоцк, Приморск, Лесогорск, Рощино, Глубокое, Свободное, Липовка, нашли свою цветную страничку в издании.

Наши поиски продолжаются более 20 лет, информация приходит разными путями. Какие-то подсказки нам дала присутствующая в зале Зинаида Анатольевна НОВОСЕЛОВА, за что мы ей благодарны, - сказал Андрей Роденков. - Мало кто знал раньше об усадьбе Киискиля (фин. Kiiskilän kartano) — историческом поместье, расположенном на западном берегу Финского залива, приблизительно в 10 километрах от Выборга. Между тем, усадьба является одной из немногих сохранившихся исторических построек начала 19 века, и мы надеемся, что наша компания будет реставрировать там печи.

Фирма Константина Лихолата принимала участие в реставрационных проектах парка Монрепо и острова Лодочный (Веняйянсаари), где на бывшей вилле Виктора Селлгрена находится одно из творений Уно Ульберга. Печи, автором которых также является Уно Ульберг, были не в лучшем состоянии, и их пришлось реставрировать. Сейчас это госдача, на которую доступ затруднен, но в альбоме можно увидеть фото печей до реставрации и после.

Стоит заметить, что Ульберг сотрудничал с Ракколаниокским гончарным заводом (современная территория поселка Кравцово), и многие печи созданы по его проектам. В Выборге камины и печи именно этого завода. Предприятие в Кравцово действовало до 70-х годов.

В домах, спроектированных Уно Ульбергом, печи, как правило, устанавливались по его проектам. К проектированию архитектора привлек владелец Ракколаниокского завода Эрик Диппель. В предыдущих изданиях альбомов была опубликована информация о печах в конторе самого Диппеля, находившейся на улице Серых братьев (Краснофлотская, 1). Представлены печи по проекту Ульберга и дом, также сооруженный по его проекту в 1921 году. 

Информацию о том, какими печами предположительно отапливали дома в нашем городе в 18 веке, исследователи получили в результате археологических раскопов в Выборгском замке. К сожалению, во многих частных домах 19 и первой трети 20 века, дошедших до наших дней, состояние печей было плачевным и при воссоздании исторической постройки им требовалась реставрация. По словам Константина Лихолата, в ее процессе не только закрепляют предварительно обработанные сохранившиеся изразцы, но и воссоздают большое количество утраченных. Огромная работа при этом производится по подбору цвета, так как в связи с используемым твердым топливом цвет изразцов, становится неоднородным – задача «поймать» тот колер для глазури, который максимально приблизит тон к изначальному.

Лепной декор на рельефном изразце также требует особого подхода. Чтобы нанести на изразец какой-либо фигурный элемент, например, цветок, его глиняный слепок закрепляют в канавке заготовки, затем все заливают глазурью.

Мы благодарим жителей Выборга и района за содействие, практически никто не отказывал нам в доступе, – говорит Андрей Роденков. – Помогала бумага с просьбой о содействии, которую я получил еще от предыдущего директора музея-заповедника «Выборгский замок». Естественно, мы делимся с замком фотографиям, регулярно у них выступаем, выставляем наши альбомы. Мы стремимся расширять свою аудиторию, чтобы люди знали свой край и сохраняли его культурное наследие.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также