Михаил Шатров: «Очень чисто и очень честно»
Не каждый творческий коллектив может похвастаться такими успехами и признанием, которые выпали на долю Народного театра выборгского городского Дома культуры.
Первое серьезное (и по достоинству оцененное) достижение приходится на 1965 год, когда выборжцы представили на московской сцене спектакль по пьесе Владимира Маяковского «Клоп» и стали лауреатами престижного смотра. И вот в 1977 году – спектакль «Большевики».
В ноябре 1976 года главный режиссер Народного театра Дома культуры Борис Фурнэ, который неплохо разбирался в психологии и знал сильные стороны каждого артиста, решается на творческий эксперимент – дать возможность каждому актеру раскрыть свои творческие разносторонние дарования и способности. Выбор пьесы был обусловлен с политической точки зрения: приближался 1977 год – год 60-летия Октябрьской революции. Фурнэ решил поставить пьесу Михаила Шатрова (не все знают, что настоящая фамилия этого драматурга – Маршак) «Большевики» («Тридцатое августа»).
В пьесе поднимается одна из острейших проблем общества на переломном этапе истории – революционное насилие, его границы, допустимость применения, условия. Взяв за основу историю покушения на вождя революции Владимира Ленина, Шатров выдвинул на первый план вопрос о причинах возникновения в стране «белого» и «красного» террора; о постепенной подмене исторически объяснимого и необходимого, ограниченного временными рамками, насилия насилием как средством власти и управления, показал процесс овладения этой идеей умами людей.
Место события – Кремль, Москва. Идет заседание Совнаркома. Время – вечер 30 августа 1918 года. В этот день в Петрограде убит председатель Петроградской ЧК Урицкий, а в Москве после митинга на заводе Михельсона эсерка Фанни Каплан тяжело ранила Ленина.
Здесь на фоне врачебной суеты и необнадеживающих диагнозов решается судьба страны и революции. Идет заседание Совнаркома, в соседней комнате лежит раненый Ленин, а рядом в кабинете работает Совет народных комиссаров, обсуждает и принимает декрет о «красном терроре». Комиссары ведут долгий и страстный спор о великой Французской революции и склоняются к мысли, что такой декрет необходим в это тяжелое время. Они думают о том, чтобы не повторять ошибок революционного прошлого Франции и в то же время принять все меры по защите Революции. И все сделать надо так, чтобы не дать себя увлечь репрессивными мерами.
Председатель ВЦИК РСФСР Яков Свердлов рассуждает о существовании партии без Ленина. Очень интересна драматическая композиция, где главное событие в переживаемом времени находится за пределами сценической площадки. Ленина нет – есть большинство большевиков, в котором только Свердлов как Председатель ВЦИК имеет право на лидирующую позицию.
Пьеса отличается собранностью действия, зрелостью и остротой мысли, лаконичным разговорным языком. В постановке выборгскому режиссеру удалось воплотить художественный образ прошедшей эпохи. Наряду со зрелыми, состоявшимися актерами он привлек и молодежь. Так одну из ведущих ролей – профессора Михаила Николаевича Покровского, заместителя наркома просвещения, Фурнэ доверил Степану Модестову, которому на тот момент было всего-навсего 26 лет.
Распределены роли, начались репетиции. Актер Олег Бауман в своей статье «Главное – гражданственность», опубликованной в местной газете, писал: «Пьеса «Большевики» трудна во многих отношениях: в ней нет привычного для театра динамичного развития сюжета, много теоретических споров, и наконец в ней действуют знакомые каждому зрителю большевики-ленинцы Я.М. Свердлов, А.В. Луначарский (народный комиссар просвещения), Г.В. Чичерин (нарком иностранных дел), А.М. Коллонтай (нарком общественного призрения), Н.К. Крупская (член Государственной комиссии по просвещению) и многие другие. В работе над спектаклем каждому актеру пришлось выйти далеко за рамки материала самой пьесы. Надо было изучить биографию героя, его человеческие особенности, даже, по возможности, манеру поведения».
Отстаивать точку зрения героя на борьбу с контрреволюцией, на «красный террор» надо было со знанием дела. Артисты Народного театра искали необходимую литературу, обменивались приобретенными знаниями и редкими книгами. Много спорили и сами, причем не только на репетициях.
В результате большой кропотливой работы родился яркий, исторически достоверный и идейно выдержанный спектакль, премьера которого состоялась 3 июня 1977 года на сцене Выборгского Дома культуры. Показ прошел с большим успехом, среди присутствующих были театральные деятели из Ленинграда и Москвы. Тогда же возникла идея выступить со спектаклем «Большевики» на зональном смотре народных театров по программе Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся.
В интервью, которое дал журналисту Борис Фурнэ в 1978 году, он рассказал об этом эпизоде творческого пути Народного театра: «Этапной нашей работой был спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Большевики». Почему мы взялись за это произведение? Нашему современнику свойственен жгучий интерес к нравственным проблемам революционного движения. Пьеса Шатрова удовлетворяет этот интерес. В ней показан процесс выработки новой нравственности, процесс мучительный, неоднозначный, требующий огромной духовной сложности и высоты.»
И снова ежедневные, многочасовые и кропотливые репетиции – отрабатывались каждый жест, мимика, артикуляция, расстановка действующих лиц на сцене.
В устранении выявленных недочетов труппе помогали шефы – Ленинградский государственный Академический театр комедии в лице заслуженного артиста Таджикской ССР Иосифа Ханзеля и выдающегося ленинградского искусствоведа Тамары Петкевич. Они присутствовали практически на каждой репетиции, жили жизнью театра, анализировали малейшие движения мысли по ходу спектакля и многое подсказали актерам.
И вот поездка в Калининград, где выборгский Народный театр Дома культуры представлял Ленинградскую область. В город приехали 22 самодеятельных коллектива – здесь проходил заключительный этап смотра-конкурса народных театров и театральных коллективов Северо-Западной зоны РСФСР. Смотр проводился в рамках Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся.
На калининградской сцене представили себя лучшие театральные коллективы Карельской АССР, Калининградской, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей. В программе фестиваля было определено, что участники смотра театров не только выйдут на сцену, но и смогут ознакомиться с жизнью и трудом калининградцев, встретиться с коллективами промышленных предприятий. За каждым театром закрепили шефов. За выборгским Народным театром – Октябрьский район этого областного центра.
Мирхат Мусин
Читайте также
-
Выборгский баскетбол взял курс на развитие
-
Рассуждения и зарисовки в прозе и стихах…
-
В Выборге состязались повара, бармены, бариста, официанты
-
Портал Госуслуг помогает населению озвучивать властям коммунальные проблемы
-
На вокзалах городов России откроются 33 зала ожидания Центра содействия мобильности
-
Дарья Башкирова из Светогорска вышла в финал чемпионата «Профессионалы»