Карельская сказка в выборгском Эрмитаже

Карельская сказка  в выборгском Эрмитаже
264
Владимир Зорин вручает свою гравюру Эрмитажу

В выставочном центре «Выборг-Эрмитаж» открылась экспозиция карельских художников Виктории и Владимира ЗОРИНЫХ «Острова», в которой соединились два совершенно разных мира и взгляда на творчество. Надо присмотреться, чтобы увидеть общее.

 Зорины – известные в Петрозаводске художники. Оба заканчивали Мухинское училище в Ленинграде, там же познакомились и говорят, что Питер – лучший город на земле. Оба – члены Союза художников России, имеют различные награды, большой список выставок. Их работы хранятся в частных коллекциях и музеях в разных городах России и за границей. Владимир, помимо прочего, имеет звание «Заслуженный деятель искусств республики Карелия» и возглавляет Карельское региональное отделение Союза художников России.

Работы Владимира Зорина, представленные в Эрмитаже, выполнены на бересте. Открывая выставку, директор выставочного зала Александр КОСТЕНКО, подчеркнул, что гравюры на бересте, так называет свои работы художник, уникальны, потому что никто в мире в такой технике больше не работает. Одну из своих гравюр, портрет Моцарта, художник передал в дар музею, и теперь она находится в фонде Выборга.

Выставка Зориных – это выставка контрастов. Что объяснимо: Виктория – художник-прикладник, график, пишет портреты, пейзажи, занимается росписью по дереву. Владимир – художник-конструктор, занимается оформлением интерьеров, создает пространственные композиции, росписи по дереву. Если говорить о визуальном восприятии творчества Зориных, то она – по-женски откровенная и размашистая. Он – по-мужски сдержанный и лаконичный.

Картины Виктории бросаются в глаза издали. Краски в них как из калейдоскопа – яркие, весёлые. Вот «Карельская модница» в красном берете, вот «Пирог с брусникой», конечно, красной и огромные красные ягоды клюквы с плывущими над ней белыми барашками-облаками. Даже камни, изображенные на полотне «Карелия», изукрашены цветными рисунками. А животные – котики и медведи – в её исполнении приобретают фантасмагорический характер. Мы привыкли представлять Карелию тихой скромницей, а тут безудержная сказка, раздолье красок и фантазии. Красота – настоящая, народная, живая, немного лубочная.

– Есть такой штамп: если Север, то всё такое серенькое, невыразительное, – комментирует свои работы Виктория. – Мы решили найти художников, которые живут на севере, но рушат эти стереотипы и затеяли проект «Северное направление: нашествие цвета». Выставки, которые мы проводили в Петербурге на Елагином острове, в Великом Новгороде, в Петрозаводске, в Хельсинки, пользовались большим успехом.

– В этой экспозиции работы в технике масляной пастели, – рассказала Зорина. – Я использую технологию послойного нанесения красочного слоя и последующей гравировки иглой. Когда верхний слой снимается, появляется нижний и создается эффект свечения, витражности. Все эти истории – это созвездия, в которых я живу. Мой сказочный мир, в который вас всех приглашаю.

Виктория добавляет, что здание Панцерлакса, в котором расположен Эрмитаж, удивительное, оно наполнено замечательными людьми и работами, а для работ Владимира это идеальное место, потому что можно подойти близко и рассмотреть их детально.

Эрмитаж, как мы знаем, помимо центральных выставочных залов, где сейчас идет грандиозная выставка произведений из коллекций князя Потёмкина, располагает малой галереей, состоящей из двух помещений на первом и третьем этажах. На первом этаже и можно увидеть серию мелких гравюр Зорина с сюжетами из солдатской жизни позапрошлых времен. Владимиру принадлежит серия работ, посвященных первому русскому императору. Нужно подойти поближе, буквально уткнуться носом, чтобы понять, что эти мужики и солдатики в сдержанной коричневато-бежево-золотистой гамме, вполне возможно, герои Северной войны Петра I. В гравюры, где разворачивается жизнь со своими сюжетами, органично встраиваются народные перлы – карельские и русские пословицы и поговорки. Не тот конь плох, что спотыкается, а тот, что падает. Стрелял в сыча, а попал в усача. В поле кто служит, о доме не тужит. Где встал, тут и стан. Без запора да без забора не спасёшься от вора. Получаются близкие к лубку назидательные, добрые и смешные картинки из народной жизни.

На третьем этаже представлены крупные работы, посвященные героям и сюжетам карельского эпоса «Калевала».

– Художнику, живущему в Карелии, невозможно быть далеким от карельских рун, особенно учитывая, что Элиас Лённрот собирал их именно здесь, в этих землях, – говорит Владимир Зорин.

С героями Калевалы у Зорина давние отношения. Восемь монументально-художественных произведений из металла на тему Калевалы украшают Национальный театр Карелии. Поражаешься разности масштабов и техник в арсенале художника. Надо сказать, что Зорин – первый в России, кто начал работать в области ленд-арта. Это вид искусства, который подразумевает создание предметов искусства, вписанных в окружающий ландшафт. Два года назад Владимир Зорин получил президентский грант и открыл Остров искусств в настоящей карельской глуши – Водлозерском национальном парке. Нельзя, считает Зорин, сосредотачивать все искусство в больших городах. Искусство должно быть повсюду.

Кстати, Владимир Зорин – автор самого большого в России комара, изготовленного из трактора. Размером комара примерно метров 10, и установлен он на заводе, где эти трактора производились. А цветная гравюра на бересте – это совсем другое: другие масштабы, другой материал, другая техника. Не случайно, признается художник, ему всегда хотелось делать что-то поперёк течения.

С берестой Владимир Зорин познакомился, когда учился в Ленинграде. Ходил в Этнографический музей, копировал музейные экспонаты, постепенно придумал собственную технику. Гравюра на бересте, цветная гравюра на бересте – название пришло не сразу.

Художник рассказывает, что сначала делает эскиз на бумаге, затем переносит его на подготовленную бересту и гравирует иглой. Эскиз должен быть безупречно точным, потому что, если ткнуть иглой не туда, ошибку будет не исправить, и работу придётся выбросить. Зорин признается: немного, но такие случаи бывали. Гравировка затирается краской, верхний слой снимается и остается тоненькая линия. После этого начинается работа с цветом. Кстати, паспарту художник выполняет сам к каждой работе индивидуально, а раньше приходилось и рамки самому делать.

– Не знаю, работает ли так кто-нибудь ещё, – говорит Владимир. – Я не храню свою технику в тайне. Просто эта работа очень и очень трудоёмкая, поэтому, очевидно, и последователей нет.

Ещё один цикл гравюр Владимира Зорина посвящен теме брошенных домов и оставленных деревень: «Зарастание», «Ожидание», «Иван-чай». О том, как люди бросают столетние дома, стоящие в прекрасных местах, на берегах озер и рек. В Водлозерье, где Зорин открыл Остров искусств, поселения возникли семь-восемь тысяч лет назад, там и сегодня находят остатки ямочной керамики. Вместо 40 деревень, остались лишь три, и те на грани вымирания. Искусство – способ не только запечатлеть историческое явление, но и привлечь к нему внимание. А иван-чай на его гравюрах как признак возрождения, карельская птица-феникс. 

Если же говорить о том, что объединяет творчество Зориных, то это любовь в Карелии и народному творчеству. Просто выражается она по-разному.

 Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также