Как царь Петр море полюбил

Как царь Петр море полюбил
53
Реконструированные шкиперский и матросский костюмы открывают выставку

Выставка, развернувшаяся в Цейхгаузе Выборгского замка, называется «Как царь Петр море полюбил» и рассказывает, как первый русский император добился успехов на Балтике. Благодаря его победам в Северной войне, в Европе возникла новая – Российская – империя, а Выборг и другие города Старой Финляндии впоследствии стали её частью.

Историю завоеваний Петра многие помнят со школьной скамьи. И о том, как юный Петр задумал русский флот строить, и том, как учился плотницкому делу в Голландии, и том, как добился успеха при осаде Выборга. Тем интереснее своими глазами увидеть уникальные книги, карты и другие документы, относящиеся к этому периоду деятельности первого русского императора. Экспозиция, представленная в Замке, приехала к нам из музея-заповедника «Коломенское». В бывшей загородной резиденции русских царей размещено несколько экспозиций, посвященных личности Петра I, в том числе в подлинном доме императора из Новодвинской крепости 1702 года постройки, и в копии его дома из Заандама.

Случайно или нет, но выставка «Как Царь Петр море полюбил» органично соединилась с экспозицией, открытой здесь ранее – об истории Крон-крепости Св. Анны, указ о строительстве которой Петр подписал за год до кончины – в 1724 году. Таким образом, весь второй этаж посвящен двум памятным датам – 300-летию Аннинской крепости и 310-летию победы в битве при Гангуте, ныне самом южном городе Финляндии Ханко. Это была первая морская победа Петра I над шведами, которая стала важнейшей для дальнейших итогов Северной войны (1700 – 1721 г.г.). Нельзя обойти вниманием тот факт, что именно благодаря Петру Выборгский замок, основанный в 1293 году шведскими крестоносцами на карельско-новгородских землях, пал под натиском русских войск. Это событие в значительной степени обеспечило безопасность основанной в 1703 году новой русской столицы.

Зрителя встречают два костюма конца 17 века, реконструированные современными мастерами. Каждый из них связан с определенным периодом в жизни Петра как строителя морской России. Шкиперский костюм голландского образца Петр приобрёл перед поездкой в Архангельск в 1692 году. Костюм состоял из рубахи, длиннополого кафтана и широких коротких штанов. В России к тому времени был немалый торговый флот. Но Петр считал, что этого недостаточно, что надо строить морские суда по типу голландских, которые встанут на защиту границ, в первую очередь, в борьбе со шведами.

Во время поездки в Архангельск Петр впервые вышел в море на яхте «Святой Петр». Она была построена специально к его приезду голландскими корабельными мастерами Басом и Янсеном и русским резчиком Иевлевым. Кстати, именно на «Святом Петре» был впервые поднят российский судовой штандарт. Возможно, именно в этой поездке окончательно сформировалась главная страсть Петра – страсть к мореплаванию и судостроению.

Загвоздка заключалась в кадрах. В России не было специалистов в этой области, их предстояло выучить.  В 1697 году царь отправил в Лондон и Амстердам три группы стольников для обучения математике, кораблестроению, навигации и мореходству. А следом отправился и сам. К тому времени относится матросский костюм – с высокой вязаной шапкой, короткой приталенной курткой и короткими широкими штанами. Его царь носил, когда под именем Петра Михайлова учился корабельному делу в Амстердаме и работал на верфях.

Обучиться морскому ремеслу царским протеже оказалось совсем непросто. Большинство из них не смогли выучить чужой язык и освоить сложную науку и были отправлены на верфи чернорабочими. Оставшиеся стали опорой Петра в строительстве морской России. Благодаря его энтузиазму, способности к учению, умению вникать в детали, перенимать чужой опыт и применять его в практической жизни в России началось активное строительство верфей, городов, развитие связанных с морским делом отраслей промышленности, картографии и образования.

На выставке в замке много предметов, которые иллюстрируют разные стороны развития России как морской державы. Здесь представлены подлинные, в том числе, прижизненные, книжные издания, посвященные развитию морского дела в петровской России, навигационное оборудование, предметы декоративно-прикладного искусства того времени. Большинство из них можно назвать редкими. Например, тетрадь выдачи жалования корабельным мастерам, в которой после слов «корабельному мастеру Петру Михайлову триста шездесят шесть рублёв», расписка Петра I: «Принел и росписалсея».

Градшток, астролябия, секстант – ими пользовались моряки во времена Петра для навигационных измерений. Эти подзабытые в наше время приборы, а также фламандские песочные часы середины 17 века, топографический компас западноевропейской работы, итальянская труба, сделанная в Италии в конце 18 века – все эти экспонаты можно увидеть на выставке. Любопытно посмотреть и на аналоги современных плотницких инструментов – грунтубель, штап, молот-чекмарь. Кто сейчас помнит эти названия и знает, для чего использовались эти орудия. А между тем, с их помощью мастера создавали суда, которые ходили далеко по морям.

Большой интерес представляют книги по мореходству, судостроению, переведенные с голландского, английского или немецкого языков. Например, учебное пособие голландского математика, геометра Ост-Индской компании Аврама Деграфа «Книга, учащая морского плавания» была переведена на английский язык по указу Петра I и стала первым печатным изданием на русском языке.

Парные карты «Глобус земной» и «Глобус небесный» также были созданы по указу Петра. Автор, Василий Киприанов, учел на картах все известные на тот момент географические данные. Пустота на месте ещё не открытой Америки, неизвестно расположение береговой линии Дальнего востока и Северного Ледовитого океана, фрагментарно представлена Австралия.

Чуть больше трехсот лет прошло, а как все изменилось. Советуем заглянуть в то время, когда царь Петр море полюбил и началась морская история России.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также