Как иконы из Выборгского музея обрели утраченные черты

Как иконы из Выборгского музея  обрели утраченные черты
830
Музейщики и реставраторы довольны выполненной работой

«Возрождение образа 2.0» – так называется выставка, открытая недавно в Доме наместника в Выборгском объединённом музее­заповеднике. Экспонатами стали 14 икон с образом Богоматери, прошедшие реставрацию в Международном центре реставрации в Рождествено.

Это вторая, что отмечено и в названии, выставка, в рамках которой музей показывает иконописные памятники после реставрации. В этот раз над иконами из фондового собрания восемь месяцев колдовали специалисты из Международного центра реставрации в Рождествено. Иконописные памятники поступили от Выборгского музея-заповедника в декабре 2023-го, а в марте нынешнего года была открыта мастерская темперной живописи. Художники-реставраторы древнерусской живописи Дмитрий ПЕЙЧЕВ, руководитель мастерской, и Елизавета ГЛАДКОВА представляют петербургскую реставрационную школу, они более двадцати лет проработали в Русском музее. У каждого из них за плечами реставрации старейших иконописных памятников. Вместе с мэтрами над иконами из Выборга работали молодые специалисты Анастасия ШАВРИНА и Александра ХМАРА.

– Выбор икон для реставрации был обусловлен, в первую очередь, их аварийным состоянием, а кроме того, сюжетной линией для предстоящей выставки, которую планировали открыть к празднику Покрова Богородицы, – рассказала главный хранитель фондов Выборгского музея Наталия ФЕДОРОВА.

Все отреставрированные иконы посвящены образу Богородицы. А всего в коллекции музея хранятся более 500 храмовых и домовых икон 17-20 веков, охватывающих широкий спектр религиозных сюжетов. Первым иконописным памятником в фондовом собрании стала икона «Спас нерукотворный», которую в 1966 году музей приобрел у жителя Выборга Н.Д. Орехова. Но икон с выборгской историей – единицы. Среди них – «Богоматерь всех скорбящих радостей», написанная предположительно во второй половине 19 века. Она была найдена завёрнутой в мешковину во время земляных работ в Выборге и передана в музей местным жителем В.Н. Зориным.

– История большинства образов, хранящихся у нас, покрыта тайной времен, поскольку они поступили к нам как конфискат из Выборгской таможни, – отметила Наталия Федорова. – Реставрационные мероприятия вернули иконам, побывавшим в Центре в Рождествено, прежний вид. Кроме того, благодаря знаниям и высокому уровню профессионализма художников-реставраторов мы смогли узнать больше об изображенных сюжетах, художественных особенностях и деталях изготовления. Эта информация значима и для нас, музейных работников, и для посетителей.

Четырнадцать разноплановых икон представлены на выставке в режиме «до и после»: фото иконы, с профилактическими заклейками в местах, где необходима реставрация, и та же икона после проделанных работ. Здесь же сопровождающий текст, посвященный истории иконы и произведенным реставрационным работам. Дмитрий Пейчев и его коллеги рассказывают, что образа из коллекции Выборгского музея-заповедника разноплановы: они написаны в разное время в разных стилях на разные сюжеты. Открывает выставку большая икона, на которой изображена Богоматерь Казанская со Святыми Екатериной, Даниилом, Григорием Декаполитом и Евдокией. Это традиционная «родовая» икона, на которой изображены покровители одной семьи. Её присутствие на выставке особо значимо в Год семьи.

Дмитрий Пейчев, известный не только как художник-реставратор, но и как прекрасный лектор по древнерусской иконописи, на открытии выставки коснулся и темы трансформации образа Богоматери. Любознательный зритель сможет найти немало тому подтверждений, знакомясь с разными ликами популярной на Руси Казанской Божьей матери до образца народного творчества – деревенской иконы-«краснушки», прозванной так за преобладающий красно-коричневый колер. Подвергалась реставрации и икона Владимирской Богоматери, которую часто называют «Владимирская с пяточкой». На этой иконе у младенца, которого держит на руках Богоматерь, из-под покрова выглядывает пяточка. На иконе из Выборгского музея лакокрасочный фон в нижней части был утрачен, его восстановление по правилам недопустимо, поэтому пяточка младенца отсутствует.

На выставке также представлена икона «Архангел Гавриил», выполненная художником-примитивистом в неканонической манере. Самого изображения Богоматери на ней нет, но в Новом Завете он благовествует Деве Марии о рождении Спасителя. Есть ещё одна редкость – выполненная на металле икона с сюжетом «Покров Святой Богородицы». Материал и размеры указывают на то, что это фасадная икона. Обнаружена она была жителем Выборга Ю.В. Козинченко в конторе Вторчермета и передана в музей в 1992 году. Большая вероятность, что она находилась в одной из церквей Выборга. Поскольку повреждения носили характер, выходящий за рамки мастерской темперной живописи, восстановление иконы было поручено заведующей мастерской смешанных техник Александре ЛЫТКИНОЙ. В результате была устранена деформация металла, убраны сквозные каверны и известковые наслоения с тыльной стороны. Финальным аккордом стало восстановление живописной части.

– Эта икона выглядела очень печально до реставрационных работ, – рассказывает Наталия Фёдорова. – Мы как хранители этого предмета просили сделать хоть что-то, поскольку иконы на металле – большая редкость. Но уже в процессе работы увидели, как она меняется, по завершении, когда удалось фактически восстановить живописный слой, икона зазвучала!

Художник-реставратор Елизавета Гладкова рассказала, что в наиболее сложном состоянии к ним поступила рама для иконы Казанской Богоматери. Сам образ не сохранился, но почти половина площади рамы, состоящей из двенадцати картин, нуждалась в реставрации. Основная проблема заключалась в том, что за период бытования иконы древесина сильно усохла, вследствие чего грунт с красочным слоем встал «домиком», часть его осыпалась и была доставлена на реставрацию в конверте. Поскольку расширить древесину при реставрации невозможно, нужно было найти способ уложить живописный слой. Кроме того, некоторые фрагменты в предыдущей реставрации были помещены не на свое место. Отдельная история, сетуют реставраторы, как отделить то, что было приклеено очень крепким клеем, к тому же неправильно.

– Мы разработали целую систему размягчения и растягивания красочного слоя, чтобы свести края утрат и не прибегая к «нахлёсту» уложить их вровень, – заметила Елизавета Гладкова. – Это был очень удачный эксперимент, достойный упоминания в любых статьях и выступлениях. Не каждый день приходится решать такие проблемы, с которыми мы столкнулись в данном случае, но мы смогли ответить на этот вызов.

Анастасия Шаврина и Александра Хмара не имеют пока солидного послужного списка, но также принимали полноценное участие в реставрации икон из Выборгского музея-заповедника. Предыдущие знания, помощь коллег, возможности Международного центра реставрации дают шанс учиться, работать и совершенствовать свой язык, считают молодые реставраторы. Добавим, что первый опыт сотрудничества музейщики и реставраторы признали успешным, и результаты их совместных усилий ждут отклика от посетителей выставки, которая будет работать до февраля будущего года.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также