Фольклор Сергея Киселёва на холстах и одежде: новая выставка в Выборге

Фольклор Сергея Киселёва  на холстах и одежде:  новая выставка в Выборге
454
Сергей Киселёв: мы можем нести фольклор по крупицам в современное искусство

Если раньше живопись была – краски и холст, то сегодня не всё так однозначно. Выставка необычных картин «Поэтика абстрактного неофольклоризма» открылась в Художественной галерее «Эрмитаж- Выборг» на Димитрова, 5.

Директор ВЦ «Эрмитаж-Выборг» Александр КОСТЕНКО в восторге от новой экспозиции:

– Чувство прекрасного у Сергея Киселёва сочетает в себе будущее и настоящее. Сейчас говорят про 3Д и искусственный интеллект. У Сергея всё это на одном полотне.

С первого взгляда кажется, что это чистый абстракционизм: геометрические формы, сложные цветовые сочетания. Но достаточно немного приглядеться, и сквозь краски проступает текстура: отпечаток то ли кружева, то ли вязаного полотна. Чем дольше смотришь, тем больше хочется гадать, что здесь: старинный подзор или грубая холстина. Автор работ Сергей Киселёв называет свой стиль неофольклоризмом. И, кажется, кроме него в этом стиле и технике никто не работает.

Сергей Киселёв закончил ФИНЭК, но уже в весьма сознательном возрасте начал рисовать. Как говорит он сам:

– Я давно в этой истории. Начал с реализма, попробовал сюрреализм, увлёкся абстракцией, а выйти из неё оказалось невозможно.

По его словам, нельзя точно сказать, когда родилась идея соединить на холсте краски и ткани. Внутренний мир человека формируется на базе воспитания, окружающей среды, впечатлений, получаемых с детства. Никто не знает, когда и во что всё это выльется. Но однажды Сергей решил перенести на холст залежавшиеся бабушкины вещи. Спасти не сами вещи, а память о них. Так возникла концепция его стиля:

– Орнамент для меня – символ ушедшего времени. Я разбиваю его на фрагменты, выстраиваю цветовой ряд, создаю эмоцию, ощущение, – рассказывает автор. – Благодаря реконструкции символа появляется его новый смысл, который рассказывает о внутреннем мире человека, о том, что наполняло его с детства.

Экспозиция состоит из почти тридцати полотен. Некоторые созданы в 2012 году, другие – совсем недавно. Экспрессивно яркие и сдержанно темные, они как продолжение одной идеи, одной истории, фрагменты которой следуют одна за другой. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что хочется потрогать, чтобы понять, что же там, под краской? Но нет.

– Всё очень непросто, – говорит Сергей. – Фактура на моих картинах создается из разных элементов. Вы не поймёте, где действительно обрывок какой-то вещи, где оттиск, а где – нарисовано. Смотрите, здесь справа, есть мешковина и плетёное кружево. Сверху накладывается штамп, а потом покрывается специальными материалами. Смысл в том, чтобы часть краски впиталась внутрь, а часть оставалась на поверхности. Тогда получается естественное соединение, а не наложение друг на друга.

Теоретически как будто понятно: под живописной композицией скрывается рельефный орнаментальный коллаж. Но секретов своей авторской техники Сергей, конечно, не раскрывает и мастер-классов не проводит. За исключением коллаборации с «Модным домом Александра». На выставке были представлены несколько платьев дизайнера Александры ЕГОРОВОЙ, в которых использовались принты с его картин. Коллекцию представила куратор выставки Светлана КУРОПАТКИНА:

– Мы смогли провести смелый эксперимент: руками Александры вышли за пределы холста, перенесли картины Сергея на шифон. При помощи принтов создаются совершенно новые ткани, и они потрясающе смотрятся. Всегда интересно наблюдать, как придуманная одним творцом идея начинает жить в тканях, нарядах, декоративно-прикладном искусстве, мультимедиа. Мы таким образом выполняем указание президента развивать креативные индустрии.

Модели Александры Егоровой показали гостям девушки из выборгского танцевального коллектива «Вдохновение». Свободные платья прямого кроя с широкими рукавами напомнили о русском народном костюме в духе новой фольклористики. Такие одеяния уместны для вечернего мероприятия, но и для повседневной одежды рисунки Киселёва можно приспособить. Это продемонстрировала Светлана Куропаткина, придя на вернисаж в куртке а-ля Киселёв. Александра Егорова не только придумывает, но и отшивает модели на своем предприятии в Кингисеппе. Она пообещала, что будет и дальше работать над этой коллекцией.

– Возродить фольклор невозможно, потому что он продукт своего времени. Но мы можем выбирать его крупинки и нести в сегодняшнее искусство, чтобы наше наследие, часть нашей культуры стали ближе публике, – поделился своими мыслями Сергей Киселёв.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также