Алексей Баранов: Художник и печатник как одно целое

Алексей Баранов:  Художник и печатник как одно целое
213
Алексей Баранов: Художник и печатник как одно целое

Немногие художники прибегают сегодня к редкой технике литографии для выражения своих творческих замыслов. Тем более интересно увидеть выставку эстампов, созданных в мастерской петербургского мастера Алексея БАРАНОВА, которая открылась в художественной галерее «Эрмитаж-Выборг» на Димитрова, 5.

Наверное, даже неподготовленный зритель знает, что большие тиражи эстампов создаются с помощью типографской печати. Но сохранились ещё такие техники, которые предполагают ручную печать – сложную и трудоёмкую. Одна из них – литография, всех нюансов этой техники не знают досконально даже профессиональные художники, пока не столкнутся с ней напрямую. Владелец, руководитель и печатник собственной мастерской Алексей Баранов рассказал на вернисаже выборгским коллегам, как создается произведение, и что нужно, чтобы идея художника совпала с конечным результатом. Недостаточно иметь плиточный известняк из баварского месторождения Зольнхофен, специальный камень, на который переносится первоначальный рисунок, а затем с него снимается отпечаток. Недостаточно знать секреты изготовления рабочих растворов и красок.

– Любой печатник скажет, что техника литографии – одна сплошная сложность, особенно если художник задумал многоцветную печать, – рассказывает Алексей Баранов. – Между тем, самое сложное – добиться взаимопонимания в процессе изготовления работы между художником и печатником. Некоторые эскизы я отклоняю ещё на этапе переговоров по электронной почте. Дальше начинается работа, сложность которой зависит от задумки художника, а успех исполнения от печатника. Это как в отношениях между мужчиной и женщиной: я должен чувствовать, что задумал художник, а художник должен меня слышать.

Заметим, что мастерскую в 2000 году открыл Алексей Валентинович Баранов, известный художник и печатник, который пришел в цех эстампа комбината графического искусства в 1978 году и проработал в этой сфере более сорока лет. Баранов известен не только собственными авторскими работами, но и сотрудничеством с такими мэтрами советского изобразительного искусства, как Михаил Аникушин, Петр Белоусов, Юрий Люкшин, Варлен Пен и другие. До 2012 года Алексей Валентинович преподавал в Институте декоративно-прикладного искусства на кафедре графики заслуженного художника России Олега Яхнина. Алексей Баранов, его сын, руководит сегодня мастерской, стремясь поддерживать лучшие традиции ленинградской литографической школы.

– У моего отца болела душа за то, чтобы не пропало дело, которому он отдал всю свою жизнь, – рассказал Баранов-младший. – Когда я пришел в мастерскую семь лет назад, я понял, что её надо возвращать к жизни, возвращать на уровень, достойный школы ленинградской литографии, которую отец во многом и создал.

Сегодня мастерская печатает коллекционные и интерьерные эстампы, малотиражные библиофильские изданиях, участвует в конкурсах печатной графики, сотрудничает с музеями и петербургскими издательствами. Судя по работам, представленным на выставке в нашем городе, Алексей Баранов привлёк в единомышленники многих известных художников, увлеченных магией литографии. Здесь можно увидеть творения мастера книжной иллюстрации Бориса ЗАБИРОХИНА, иллюстратора Аллы ДЖИГИРЕЙ, мастера экслибриса Александра ЛЫТКИНА, живописца и графика Ольги ВАСИЛЬЕВОЙ, графиков Ксении АВРАМОВОЙ, Натальи БЫКОВОЙ и других. Их работы демонстрируют всё многообразие возможностей, которое представляет художнику литография сама по себе и вкупе с другими техниками.

Выставка литографических работ, созданных в мастерской Алексея Баранова, продлится до 15 ноября. И это надо видеть, потому что такие выставки случаются в Выборге не часто.

 Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также