Выборгская тюрьма: от узников­ декабристов до коллекции самоваров

Выборгская тюрьма: от узников­ декабристов  до коллекции самоваров
764
Главный хранитель Наталия Фёдорова проводит экскурсию по фондохранилищу Выборгского музея

Заглянуть в фонды музея удается не каждому, но в «Ночь музеев» возможно и не такое. Выборгский объединенный музей-заповедник пригласил желающих на экскурсии в фондохранилище. Старший научный сотрудник, главный хранитель Наталия ФЁДОРОВА встречала экскурсантов в вестибюле бывшей замковой тюрьмы, куда полгода назад переехали фонды музея.

Сложно представить, что лет двести назад здесь содержались уголовные преступники, бродяги, должники и пересыльные арестанты. Подробно история Выборгской тюрьмы изложена в статьях старшего научного сотрудника Выборгского объединенного музея-заповедника Зинаиды НОВОСЕЛОВОЙ, публиковавшихся в нашей газете. Напомним несколько фактов, которые, возможно, незнакомы читателю.

В ранние периоды истории крепости арестантские помещения располагались в разных местах. В начале 19 века тюрьма разместилась в здании бывшей шведской канцелярии на северной оборонительной стене замка. С первого этажа через широкий сквозной проход можно было попасть на северный берег острова к Шлосскому мосту. В настоящее время проход заложен, а о Шлосском мосте напоминают только несколько огромных валунов, торчащих со дна залива.

Зинаида Новосёлова пишет, что на конец декабря 1825 года в двенадцати камерах Выборгской губернской тюрьмы узники содержались с «немалой теснотой». Городской архитектор Йохан Штрольман предложил расширить казематы за счет чердачного помещения. В проекте принял участие Карл Энгель, который к тому времени уже занимал должность архитектора комитета по реконструкции Гельсингфорса, но не отказывался и от других заказов в разных городах Финляндии.

В сентябре 1826 года обновленная тюрьма принимала сидельцев. Здесь были кухня, канцелярия, арестантские камеры, жилые комнаты для надзирателей и их семей, тюремная церковь. В каждой камере были нары и кафельная печь. Как известно, после печально известного восстания декабристов многие арестованные, как члены тайных обществ, так и нижние чины, отбывали наказание в острогах Финляндии – в Выборгской, Кексгольмской, Роченсальмской, Свеаборгской, Свартхольмской крепостях. Первым «финским» узником стал член петербургской организации Южного тайного общества Иван Анненков. Помимо него в Выборгской крепости содержались Михаил Кюхельбекер, брат поэта Вильгельма Кюхельбекера, Михаил Лунин, Пётр Муханов, Василий Норов. 

Как пишет Новоселова, «Лунин утверждал, что «пребывание в Выборге считает он самой счастливою эпохой в жизни. Случайная обстановка его была ему так по вкусу и в духовном, и в материальном отношении, что он не без горести расстался с своею тюрьмою».

Иван Александрович Анненков вспоминал, что «сидеть в Выборге было довольно сносно. Офицеры и солдаты были народ добрый и сговорчивый, большой строгости не соблюдалось, комендант был человек простой, офицеры часто собирались в шлосс (то есть в крепость), как на рауты. Там всегда было вино, потому что у меня были деньги, я был рад угостить, офицеры были рады выпить и каждый день расходились очень довольные». По воспоминаниям Анненкова, чувствительные немки прислали ему выборгские крендели, провизию и даже собственноручно связанные носки. И хотя пребывание в любой крепости не назовешь комфортным, Выборгская отличалась в лучшую сторону от роченсальмских казематов, где зимой внутри было так же холодно, как снаружи.

В начале 1880-х на Папуле построили новую, соответствующую потребностям того времени, большую тюрьму. Пустовавшие некоторое время замковые казематы были реконструированы, а в 1910 году здесь разместили искровую станцию. В помещениях расположились машинное отделение, кузница, кухня со столовой, мастерские, вещевой склад, общежитие, а на крепостном валу появились мачты антенн. Весной 1918 года, когда началась гражданская война, все оборудование искровой радиостанции было вывезено в Россию.

Послевоенная история этого здания связана с советскими военными. Поначалу замок целиком занимали саперы и связисты, причём здесь же были расквартированы и их семьи. Когда военные выехали, помещения заняли музейщики. В 2020 году здесь начался большой ремонт, и вот первые посетители – в запасниках Выборгского замка. В Год семьи гостей встречают по-семейному – с букетом тюльпанов и вазочкой с сушками.  

– Наш музей начинался и комплектовался как краеведческий, – рассказывает Наталия Федорова. – Это привело к тому, что у нас есть экспонаты по всем направлениям, относящиеся к любому периоду и событию. Основной и вспомогательный фонды хранилища составляют 118 тысяч единиц.

Всего в музее одиннадцать коллекций, экспонаты которых распределены по роду материалов: археология, подводная археология, металл, керамика, дерево, изобразительные материалы, научная коллекция… Во время акции «Ночь музеев» экскурсантам открылись двери трёх отделов. В первом выставлены красавцы-самовары всех форм и размеров, всего 46 штук.

– Почти половина самоваров в нашей коллекции – таможенные поступления. Яркие, интересные, имеющие историческую и художественную ценность, – комментирует Наталия Станиславовна, – но следов бытования этих предметов мы не знаем, потому что они были конфискованы при перемещении через границу. Первый самовар был передан нам в 1977 году. По статистике этого года на первом месте по частоте обнаружения при перевозе были отмечены 139 случаев валютной контрабанды. Второе место занимала религиозная и порнографическая литература. На третьем месте предметы старины и искусства, далее – оружие и наркотики. Самовары – это третья категория.

Самый выдающийся экземпляр в этой коллекции – огромный самовар на сорок восемь литров. Очевидно, использовался в трактире, где всегда нужна была горячая вода. Самовары разные по виду и размеру, с разной историей бытования, но все – российские, в основном, тульского производства. В 70-е годы, когда посёлки с деревянными постройкам вокруг Выборга начали исчезать, музейщики озаботились тем, что уходит быт целой эпохи, и начали делать обходы. Несколько экземпляров выборгского происхождения было передано музею в дар. На одном, например, совершенно новом, есть надпись: «Антонине Петровне в знак уважения от работников культуры».

Кроме самоваров, экскурсантам удалось познакомиться с творчеством когда-то очень известного в Выборге художника Александра Дмитриевича Агушева. Участник Великой отечественной войны, хирург, он писал виды Выборга и природу Карельского перешейка и передал музею около 130 своих полотен. И напоследок нам рассказали историю настоящей фронтовой любви по переписке. Она достойна отдельного рассказа.

 

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также