Усадебный дом в Монрепо обещают открыть для всех в феврале

Усадебный дом в Монрепо обещают открыть для всех в феврале
767
Макет парка Монрепо воссоздает картину парка со всеми утраченными памятниками

В истории Монрепо открылась очередная страница. Как и было задумано Дмитрием Сергеевичем Лихачевым 37 лет назад, парк превратился в настоящий музей. На днях по главному усадебному дому провели экскурсию для ветеранов и нынешних сотрудников музея, прессы, представителей учреждений культуры и районной администрации. В феврале экспозицию обещают открыть для всех желающих.

У Монрепо сложное прошлое, с одной стороны, оно полно великолепием времен Великого княжества, с другой – драматизмом послевоенных лет. Уникальный памятник садово-паркового искусства, который создал в своём поместье ученый, писатель, поэт и учитель будущего императора Павла I Людвиг Генрих Николаи и его потомки, в послевоенные годы получил статус обычного парка культуры и отдыха. Карусели, аттракционы и прочие развлекательные атрибуты полностью уничтожили атмосферу места для тихого поэтического отдыха, каким он предполагался ранее. Огромная зеленая территория без надлежащего ухода превратилась в бесхозную зону, где любой посетитель делал всё, что ему заблагорассудится. Один из лучших некогда в Европе пейзажных скальных парков романтического стиля стал похож на заброшенную помойку.

Незавидная судьба постигла и усадебные строения. Библиотечный флигель превратили в большую коммуналку, в усадебном доме в разные годы размещался дом отдыха военных и детский сад. Усадьба пережила ограбление и пожар, попытки реставрировать здания заканчивались неудачно. 

Cтраницы поэмы Людвига Николаи, посвященной Монрепо

В 1988 году благодаря стараниям Дмитрия Сергеевича Лихачёва и группы энтузиастов парк получил статус музея-заповедника. Однако первые шаги по приданию парку исторического вида начались гораздо позже, в 2012 году, когда на эти цели были выделены средства из федерального бюджета и, в те годы, Европейского банка развития. Предстоящая реставрации вызвало бурное обсуждение общественности, отголоски которой слышны и сегодня. Тем не менее, концепция реставрационных работ была определена, и в 2017 году начались практические работы.

Многие тогда пристально следили за происходящим в Монрепо, а для тех, кто пропустил, есть подробная хронология на сайте парка. Там описан буквально каждый этап: как очищали и углубляли дно, укрепляли берега, восстанавливали печи и настенные росписи, пересаживали деревья, реставрировали библиотечный флигель и усадебный дом. Последнее было самым сложным, поскольку усадебный дом пережил ограбление, пострадал и от пожара, и от грибка и практически был на грани разрушения. Но в результате правильно найденных решений и точных действий было сохранено более половины исторических брёвен.

Не случайно, представляя музейную экспозицию в Монрепо, председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир ЦОЙ подчеркнул: реставрация Усадебного дома потребовала таких тщательных работ, что именно здание следует считать самым ценным музейным объектом парка Монрепо. По словам Владимира Цоя, реставрация Монрепо была самой сложной за всё столетие. Кстати, в последние годы, когда финансирование из Европейского банка прекратилось, реставрационные работы велись исключительно на средства из бюджета Ленинградской области и федерального бюджета и в рамках нацпроекта «Культура».

– Ровно 37 лет назад по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева был создан музей-заповедник «Парк Монрепо», – напомнил директор музея Александр СМИРНОВ. – И лишь сегодня, впервые в истории этого места мы открываем музейную экспозицию. 37 лет – это возраст состоявшегося человека, и мы также находимся в процессе развития. Нам передана Крон-крепость Святой Анны, в планах – создание пешеходной тропы через Аннинские укрепления и организация музея имени Лихачёва, начата реставрация Фридрихсгамских и Равелинных ворот. Уверен, что мы выполним и эти задачи.

Александр Смирнов пообещал также, что в 2025 году культурная программа в музее-заповеднике порадует туристов и гостей города фестивалями, выставками и концертами, к которым многие из выборжцев уже пристрастились.

Кенотаф памяти Ф.Г. Лафермьера, близкого друга Людвига Николаи

Не секрет, что подлинных предметов из дома барона Николаи после войны практически не осталось. В связи с чем создание музейной экспозиции в Усадебном доме вызвало вопросы в определенных кругах. Тем не менее, момент настал, и стало очевидно, насколько правильным было это решение. Невозможно принизить ценность предметов, кропотливо собранных сотрудниками музея для того, чтобы дать посетителям представление о семье Николаи. Книги, в том числе прижизненные издания Людвига Николаи, географические карты, картины и гравюры, мебель, предметы сервировки, камины и печи, археологические находки, портреты владельцев усадьбы, их близких и друзей, в том числе монарших особ. В Царской комнате, в частности, представлены портреты Павла I, Екатерины II, бюст Марии Федоровны. Удивительно, что удалось найти урну, иначе говоря, кенотаф памяти Ф. Г. Лафермьера, близкого друга Людвига Николаи – урна оказалась в воде, очевидно, во время войны и была обнаружена во ходе дноуглубительных работ. После некоторых реставрационных работ она заняла место в одной из комнат усадьбы.

Удачной оказалась идея создать макет парка со всеми утраченными строениями. В первую очередь он предназначен для слабовидящих, но на самом деле удобен для любого посетителя, особенно приходящего в Монрепо первый раз, чтобы ориентироваться на территории парка.

В гости не принято приходить с пустыми руками, сказал Валентин БЕЛОУСОВ и от Выборгского замка и областного архива передал музею совместный подарок – найденный фрагмент библиотечной описи конца 18 – начала 19 века, предположительно из библиотеки барона Николаи. В наилучшее состояние раритет приведен в реставрационной мастерской архива.

Сейчас в музейных помещениях достаточно просторно. Однако Владимир Цой пообещал, что в ближайшее время экспозиция дополнится предметами, которые находятся на реставрации в Международном реставрационном центре в Рождествено.

В создании Монрепо Людвигу Николаи помогал вышедший в отставку бывший хранитель Эрмитажа итальянец Джузеппе Антонио Мартинелли. Благодаря ему, как сообщала в одном из писем супруга Николаи Иоганна, был построен «очаровательный дом, очень удобный, выполненный с прекрасным вкусом, по крайней мере, во всём Выборге не будет такого».

Этот дом в палладианском стиле, простой, гармоничный элегантный, и сегодня столь же очарователен и неповторим, как двести лет назад. Реставрация века подарила нам возможность не только любоваться им снаружи, но и очутиться внутри и прикоснуться к жизни людей, создавших изумительный мир Монрепо. Ждем начала полноценной работы музея. Обещали – уже в феврале.

 Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также