Путешествие на Колтушские высоты (Часть 2)
В Ленинградской области есть места, привлекающие внимание по многим параметрам: история, традиции и развитие. В одном из них – на Колтушских высотах – побывал наш корреспондент в поисках малоизвестных фактов героического противостояния немецким захватчикам и обороны Ленинграда во время его блокады.
Владения семьи Чоглоковых
История происхождения названия Колтушей имеет несколько версий, одна из которых восходит к слову keltainen (в переводе с финского – желтый). И действительно, по всей территории много песчаных карьеров. Неизвестно, были ли инициативы местных жителей по названию улицы в честь академика Орбели, но улица Чоглокова существует здесь с 2012 года. Вековой дуб растет неподалеку от бывшей усадьбы Чоглокова, теперь он окружен рощицей вблизи строящегося храма Иоанна Кронштадского.
В конце XVIII века мыза Колтуши перешла во владение семьи Чоглоковых. Николай Наумович Чоглоков (Чеглоков) – приближенный императрицы Елизаветы Петровны, муж ее любимой двоюродной сестры, камергер и обер-гофмейстер, а с 1747 года воспитатель великого князя Петра Феодоровича (будущего Петра III). Его сын Николай был заключен в Шлиссельбургскую крепость за намерение убить коменданта Ревеля. Выйдя на свободу, Н. Чоглоков в 1798 году купил у графа А.Н. Самойлова мызу Колтуши со всеми деревнями. Внук елизаветинского вельможи Чоглоков Павел Николаевич, генерал-лейтенант, участник войны 1812 года, портрет которого украшает «Галерею героев 1812 года» в Эрмитаже, похоронен в Колтушах. Его сын, Александр Павлович, принимал у себя не только знаменитых итальянских певцов и французскую труппу Михайловского театра, держал театр и цирк, но «имел счастие принимать на охотах в имении Колтуши государя Александра Николаевича».
Из книги «Военный Петербург эпохи Николая I» С.А. Малышева мы узнаем, что в 1830-х годах бравый полковой адъютант Кавалергардского полка ротмистр Александр Павлович Чоглоков, «любвеобильный красавец, великолепный танцор и наездник, известный как остряк и шутник, готовый участвовать во всех проделках гвардейской молодежи» во время пребывания полка в Старой Деревне (территория Колтуши) «в полной форме, в каске и кирасе, с палашом залез на корову и проскакал на ней верхом по всей деревне. Корова от испуга пала, и Чоглоков успокоил ее хозяина щедрым вознаграждением».
Иван Петрович Павлов
С деревней Колтуши неразрывно связаны последние 12 лет жизни Ивана Петровича Павлова. В 1926 году была создана биологическая станция Института экспериментальной медицины. Ученый приезжал в эти края по железной дороге и потом следовал в экипаже и пешком. Железная дорога тогда доходила до участка на нынешних территориях между Янино и Голубой. В западной части Павловского парка, где расположено одно из зданий института установлен памятник Ивану Петровичу Павлову, рядом с ученым – собака. Ежегодно в день рождения академика памятник украшается цветами. Памятник неофициально называют «собаке Павлова». Но что это за собачка? По словам директора музея им. Академика Павлова Ларисы Андреевой, собак тогда кормили лучше, чем людей. Пород для опытов специально не выводили. Скорее всего собаки, участвовавшие в лабораторных экспериментах, на которых академик вывел знаменитую формулу рефлекса, были метисы, дворняги и овчарки. Рядом с памятником небольшой пруд с вымощенным плиткой дном, в котором еще в 60-х годах плавали зеркальные карпы. Теперь пруд зарастает и требует внимания экологов, расчистки, углубления.
Три брата Орбели – знаем ли мы их хорошо?
Среднего из братьев – Леона (Левона) Абгаровича Орбели – выдающегося ученого-физиолога, последователя И.П. Павлова, некогда директора института физиологии им. Павлова и биостанции института в Колтушах называли «колтушским генералом». В начале войны институт был эвакуирован, но после прорыва блокады сотрудники вернулись в Колтуши, вымерший в блокаду виварий вскоре наполнился животными, научная работа развернулась. Леон Абгарович внес вклад в развитие военной медицины, поскольку окончил Военно-медицинскую академию, служил там более 10 лет, затем в Николаевском военном госпитале в Кронштадте, Петербургском морском госпитале. Сотрудники института изучали действие на организм летчиков перегрузок, возникающих при пикировании самолета и катапультировании (результаты затем использованы в космической медицине в части условий пребывания человека в стратосфере) и вдыхание воздуха различного газового состава при повышенном и пониженном давлении.
В 1944 г. вице-президенту Академии наук СССР, члену Ученого медицинского совета Главного военно-санитарного управления Красной армии Л.А. Орбели присвоено высшее для военных медиков звание генерал-полковника. Он многократно награжден высокими правительственными наградами, Герой Социалистического Труда с 1945 года. Его брат, академик, директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели в годы войны отказался от эвакуации и организовал беспрецедентную по сложности перевозку ценностей Эрмитажа. Иосиф Абгарович был свидетелем на Нюрнбергском процессе по теме варварских разрушений памятников культуры и искусства в Ленинграде, его пламенная речь превратилась в обвинение. Даже в Петербурге есть улица Орбели (одна – на троих братьев), а в Колтушах и Павлово – нет. Сам дом Левона Абгаровича 1938 года постройки в Павловском парке теперь находится в плачевном состоянии и разрушается. В институте физиологии им И.П. Павлова активисты неоднократно поднимали этот вопрос, однако «воз и ныне там». Современные фото «дома» прилагаю. Техникой водолазного дела занимался старший брат Орбели – Рубен Абгарович – один из основоположников подводной археологии в СССР. Он поступил на юридический факультет Петербургского университета, по окончании которого был оставлен для подготовки к преподавательской деятельности на кафедре гражданского права. Затем его направили в Германию на усовершенствование, где еще в 1906 г. он начал исследования, которые впоследствии принесли славу советской науке.
Церковь в Колбино
У лютеранского храма св. Георгия в деревне Колбино привлекают взор развалины здания, в которых в декабре 2020 года специально был сделан загон для овец и коз, там сыграли спектакль, посвященный Рождению Христа. Перед церковью была оборудована площадка с декорациями. Несколько непрофессиональных актеров-прихожан, включая епископа, были заняты в постановке. Волхвы приехали на лошади. Только верблюда не было...
Израиль Сонни был одним из настоятелей храма, впоследствии разрушенного и восстановленного в 1993 году. Сегодня епископ церкви Ингрии – Иван Сергеевич Лаптев. Во время пандемии служение в столовой церкви было приостановлено.
«За чашкой кофе за столом получалось два наслаждения – общение и хороший напиток. И я решил сделать эксперимент для восстановления доброй традиции трапезы в церкви. Это дало хорошие результаты, прихожанам и гостям понравилось, и меня попросили продолжить организацию служения в столовой церкви», – рассказал Владислав Тюнни.
Канцелярия принимает требы на церковные мероприятия, дает наглядную информацию для пастора, прием взносов, реализацию сувенирной продукции. Теперь в церкви действует несколько кружков по интересам, в том числе шахматный клуб и курсы английского, проводятся «домашние группы» по изучении Библии – этим занимаются прихожане-волонтеры, занятия хора, воскресная школа для детей проводится сотрудниками, прошедшими обучение на теологических курсах. Регулярно проводятся экскурсии, познавательные мероприятия и музыкальные концерты. В таком формате церковь работает 7 дней в неделю, по четвергам молитвы начинаются в 6 утра.
В Колтушах сохраняется особый колорит, отличающий местность и людей. Даже афишные тумбы установлены здесь на манер старых театральных – таких не встретите нигде больше. Приезжайте, посмотрите…
Андрей КАШКАРОВ
Читайте также
-
От жителей Выборга ждут предложений по благоустройству Морского фасада
-
В Финляндии надеются изыскать возможности, чтобы не закрывать музеи
-
В Выборге открылся молодёжный форум «Интеграция»
-
В России продолжают дорожать стоматологические услуги
-
Слова торжественного обещания прозвучали в Высоцкой школе
-
В Гончаровском поселении захоронили безымянного красноармейца