Подводные археологи нашли под Приморском корабль новгородских мастеров

Подводные археологи нашли под Приморском корабль новгородских мастеров
1962
Фото предоставил Константин Шопотов

Поздней осенью в районе бухт Окуневая и Желтая в 25 км южнее Приморска штормом вынесло на берег фрагменты деревянного морского судна. Их обследовали учёные подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» под руководством контр-адмирала Константина Шопотова.

Несколько столетий назад это старинное деревянное морское судно налетело на входной подводный каменный барьер и разбилось, предположили подводные археологи. Сила последнего шторма была столь велика, отметили они, что фрагмент киля вынесло метров на 70 от уреза воды и задержали его лишь деревья. Доски наружной обшивки корпуса и оторвавшиеся тяжеловесные шпангоуты протащило сквозь береговые заросли ещё дальше от уреза воды.

К месту обнаружения артефактов прибыли 12 исследователей из «Памяти Балтики». Они разделились на четыре группы, перед каждой из которых стояла своя задача - произвести замеры, зарисовать, сделать фото фрагмента днищевого набора силового корпуса, исследовать коробку киля и её соединение, исследовать вынесенные морем на берег и в береговые кусты шпангоуты и доски наружной обшивки корпуса судна.

Ученые оценили размеры находки: длина 30 метров, ширина - 6 метров, осадка – 2,5 метра, предположительное водоизмещение - 270 тонн.

Была обследована и акватория, которую выполнил подводный археолог Олег Виноградов, страхующий водолаз - Константин Шопотов. Выяснилось, что оставшаяся часть затонувшего судна разбросана на входном каменном барьере в 200 метрах от берега на глубине 5-7 метров. Дальнейшее подводное исследование решено продолжить будущим летом.

- Для подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» это уже четвёртое исследуемое затонувшее старинное деревянное морское судно. Все они являются шедеврами старинного русского самостоятельного судостроения новгородских и приладожских мастеров. Оценивая конструкцию и большие размеры исследуемых фрагментов, мы заявляем, что затонувшее в бухте Желтая судно - это струг, предназначенный для перевозки тяжелых, крупногабаритных грузов (гранит, лес). Возраст находки – не менее 200 лет. Это памятник истории и культуры, подлежащий сохранению, консервации и дальнейшей музеефикации. Константин Шопотов

Возможно, струг был построен на верфи неподалёку, продолжает руководитель экспедиции; житель посёлка Рябово Сергей Самороко рассказал им, что на мысе полуострова Малого имелись серьёзная судостроительная верфь и причал.

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также