Пещеры Соканлинны: загадки и тайны

Пещеры Соканлинны: загадки и тайны
4009
Мария Юркина, Мария Мешалкина, Илья Агапов, Антон Юшко

Возможно, нас ждет сенсация: не исключено, что петроглиф с изображением парусника, обнаруженный членами Русского географического общества на скале возле поселка Красный Сокол, относится к VI веку. В разведывательном выезде, организованном ассоциацией освоения и развития труднодоступных территорий «Русское Вездеходное Общество», участвовал и наш корреспондент.

Представляем команду экспертов-энтузиастов, которых собрала директор известной ассоциации Мария Юркина. Председатель комиссии экоэффективного туризма областного отделения Русского географического общества, спелеолог, специалист по развитию территорий Антон Юшко – именно он открыл для туристов подземелья карельского горного парка Рускеала. Действительный член комиссии карстоведения и спелеологии Илья Агапов – единственный российский участник международного проекта «Пещеры горы Афон». Десятки объектов, последние белые пятна на карте подземного мира Европы, благодаря ему и его коллегам были нанесены на карту. Илья различает религиозную, культовую и естественно-научную составляющие исследуемого объекта. У него наметан глаз, и он настаивает на версии природного происхождения пещер Соканлинны, что повышает их ценность. Искусствовед, специализирующийся на изучении наскальных изображений, Мария Мешалкина надеется (и не без основания) сделать новые открытия. Мария начала изучать наскальное искусство в 2003 году.

…Все они слегка задержались, и автор этих строк первым оказался у подножья гранитных скал. Тропинку перегораживают сваленные сухие деревья, как будто кто-то не хочет, чтобы люди прошли в этот загадочный мир. Но с помощью экспертов мы тем не менее постараемся разгадать некоторые его тайны.

Гора выглядит эффектно – имеет отвесные стены, да и одно название чего стоит: Sokanlinna (фин.) – крепость сокола. Настоящая спелеология в Ленобласти, где, казалось бы, все изведано и пройдено. Пример того, как люди в известном месте стараются найти что-то неизвестное, и им это удается.

Камни, "обрушенные великанами"

Мария Юркина: комплекс с потрясающим потенциалом!

– Задача нашей ассоциации – поиск такого рода объектов, разработка методических рекомендаций по прокладыванию экологических троп и маршрутов, всесезонное развитие самой территории. Наши эковездеходы позволяют добираться в труднодоступные места круглогодично.

Это уникальное природное место с классическими «бараньими лбами», если верить легендам, известно со средневековья. Люди здесь жили всегда, что доказывает найденная в этих местах одна из древнейших ивовых сетей и обнаруженная в начале прошлого века финскими археологами стоянка древнего человека.  

Рассматриваются разные версии происхождения пещер: значительно более ранняя касается периода за несколько тысячелетий до нашей эры. Согласно другой, пещеры образованы в XVI веке, и имеют чуть ли не искусственное происхождение. Посмотрим, как можно их концептуально связать – если есть возможности для посещения туристами, то составим методические рекомендации по развитию этой территории, по формированию экологических троп, мини-экстремальных спортивных маршрутов. 

Имеет ли смысл создавать здесь туристический объект или просто собрать информацию для ученых-исследователей? Чтобы подобрать научную базу, пригласим биологов и геологов.

Здесь очень красиво: настоящее сказочное убежище, много папоротника, и камни, как будто обрушенные великанами… 

Антон Юшко: это уникальное, легендарное место!

 – Безусловно, это одно из самых интересных мест Выборгского района, а возможно, даже Ленинградской области. Уникальные образования – это две так называемые маслобойки хийси.

Наша задача – разработать регламент посещения этого объекта, сделать экомаршрут познавательным и безопасным для туристов. Некоторые легенды о происхождении этих пещер имеют под собой основание, но надо внести ясность в этот вопрос, разобраться с хитросплетениями историй, с этим местом связанных, и выработать научную линию. Хотелось бы предложить местным специалистам по туризму наиболее оптимальный вариант использования этого объекта, не нарушающий его целостность и уникальность.

Свидетельств доледниковой материальной культуры пока не найдено, да и вероятность этого очень мала, потому что ледник уничтожил все следы.

Все скопированные нами петроглифы представляют большой интерес: открыли целое панно, на котором явно виден силуэт парусника.

Микроклимат здесь потрясающий – в жаркий день прохладно. Пещера явственно дышит – это важный маркер того, что у нее есть продолжение, не проходимое для человека.

Илья Агапов: природа создает такие формы, которые человек повторить не сможет…

 – Оппоненты считают, что «маслобойки хийси» – это творение рук человеческих, и выполнены они методом выжигания. Но мы уверены: это не так, во всяком случае в результате исследования образцов этой поверхности следов воздействия с высокими температурами на камне не обнаружили.

Скорее всего, та пещера, которую финны называли Крестово-церковной (две сходящиеся галереи образуют крест), могла использоваться как часовня. Она достаточно легко доступна, её глубина около 70 м. По финскому фольклорному материалу мы знаем, что таких часовен в пещерах Финляндии известно более десятка.

Это место с двумя группами пещер уникально для Ленинградской области. Первая группа – тектонические пещеры, появившиеся в результате сильного землетрясения. Вторая – водобойные пещеры, которые образовались, благодаря воздействию водных потоков, несущих песок и камни. Пещеры связаны между собой непроходимыми трещинами – блоки массива разошлись по-разному. Под одним из завалов, скорее всего, тоже были пещеры, которые не сохранились.

Этот комплекс во времена русско-шведских войн использовался как убежище. По преданию, люди здесь прятались вместе со своим скарбом и домашними животными. Об этом мы узнали из записей позапрошлого века, относящихся к событиям XVI-XVII веков.

Начиная с XIX века сюда приезжали туристы, которые устраивали здесь пикники, осматривали скалы и оставляли на них различные надписи.

Пещеры – это мое хобби. Приходится много слышать об их особом воздействии на человека. Люди, склонные к мистике, экзальтации, часто по-своему интерпретируют все события, связанные с чем-то необычным, видят в этом проявление сверхъестественных сил. Рассказывают, к примеру, что по воскресеньям здесь можно увидеть белую фигуру, которая лежит, раскинув руки в позе креста. На самом деле это, конечно, могут быть какие-то природные явления….

 На Афоне мы исследовали пещеры, которые использовались отшельниками как подземные храмы, кельи, кладбища. Они были известны, но не исследованы. Определили возраст этих пространств, выяснили, что некоторые из них имеют искусственное происхождение (монахами были вырублены водоводы, горные галереи, цистерны), но большая часть – природные пещеры, которые использовались человеком для жилья и молитв. Кстати, считается, что монашество на Русь пришло с Афона: Антоний Печерский основал здесь первый монастырь, а ведь он был монашествующим спелеологом…

Мария Мешалкина: главное – разобраться с парусником

– Смотрится эта местность живописно, такие места вызывали у людей большой интерес и в древности. Поэтому там, где есть подходящие скалы и возможность от кого-то спрятаться или пообщаться с духами, нередко можно обнаружить древние рисунки.

Наскальные изображения наносятся двумя принципиально разными способами. Первый – это выбивка, шлифовка, либо прорезь – петроглиф. А есть так называемая писаница, когда рисунок наносится краской на поверхность. В любом случае надо понимать, что традиция создавать на камнях рисунки очень древняя, восходит еще к палеолиту, например, писаницы, которые обнаружены в пещерах Уральских гор.

Есть еще и такое явление, как скальный загар. Каменную поверхность долбят или выскабливают – кристаллическая решетка меняется, и рисунок будет светлым, но со временем темнеет под солнечными лучами и становится практически таким же, как и остальной камень. Поэтому иногда петроглифы довольно сложно обнаружить.

При этом очень важен ракурс: иногда смотришь на скалу и видишь только естественный рельеф. Делаешь шаг в сторону – освещенность меняется, и глазу открываются самые настоящие картины, зачастую очень древние.

Интересно, что обнаружить писаницы помогают лишайники. Их питает органическая составляющая краски, которой нанесен рисунок. Лишайник заполняет собой весь контур рисунка, но его корневая система разрушает верхнюю поверхность камня, создавая опасность выглаживания и уничтожения петроглифа.

 Неверно понимать эти рисунки, как некий примитив, – у их авторов было очень развитое воображение. Они создавали повествование, в котором можно проследить логически законченную мысль. И тут начинается самое интересное: для кого рисунок предназначался и кем создавался?

Мое убеждение: человек не поменялся – как пытался все портить, так и портит, периодически при этом создавая шедевры. Но мы отличаемся даже от тех людей, которые жили сто лет назад. Благодаря ручному труду: ткачеству, шитью и т.п. каждая женщина раньше умела больше мужчины, у неё с детства развивалось тактильное мастерство. Наши же руки, увы, отвыкли от физического труда. Нет этого навыка, даже письма теперь не пишем…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также