Между Выборгом и Петербургом: город у моря

Между Выборгом и Петербургом: город у моря
100
Между Выборгом и Петербургом: город у моря

Лето в этом году в наших краях выдалось удивительно теплым. Конечно, хочется на море, и мы поехали в Зеленогорск…

Жемчужина курортного ожерелья Петербурга

Зеленогорск вытянулся на 13 км вдоль северного побережья Невской губы. Чистый морской воздух, насыщенный хвойным ароматом, привлекает сюда любителей здорового отдыха весь год, а в течение короткого купального сезона с середины июня до конца августа количество туристов значительно увеличивается. Это обусловлено наличием Золотого пляжа с пологим морским дном, удобным для купания детей.

Зеленогорск до 1948 года назывался Терийоки, что в переводе с финского означает Смоляная река. В письменных источниках небольшой рыбацкий поселок впервые упоминается в 1548 году в связи с казнью по указу шведского короля Густава Васы рыбака по имени Антти. (Кстати, его скульптурное изображение появилось на берегу возле пляжа сравнительно недавно.)

После подписания Ништадтского мира в 1721 году, эти земли отошли к Российской империи и были включены в состав Выборгской губернии. Через поселение проходил почтовый тракт на Выборг. После открытия Финляндской железной дороги и строительства первого деревянного вокзала в 1870 году, поселок начал быстро расти. Здесь появились дачи и дома петербуржцев. Через десять лет построили православную церковь, в 1882 году открылась финская школа, а через четыре года – русская.

В начале прошлого века Терийоки был самым крупным дачным поселком на берегу Финского залива. По проекту архитектора Йозефа Стенбека была построена и в 1908 году освящена евангелическо-лютеранская церковь.

Вместо сгоревшей православной церкви, в 1910-1915 годах по проекту архитектора Н.Н.Никонова было построено новое каменное здание Церкви Казанской иконы Божьей Матери. В 1913 году появилось электричество, открылись почта, телеграф, телефонная станция, русские и финские магазины и лавки. По железной дороге проходило 10 поездов в день, в километре от старого деревянного построили большой каменный вокзал по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма.

После революционных событий в России Терийоки отошли к Финляндии. В годы Гражданской войны в местной гавани базировались британские военные катера и гидросамолеты, совершавшие налеты на Кронштадт. В мирное время в Терийоках бывали финские деятели культуры Керсти Бергрот, Мика Валтари, Руперт Хайнулайнен, Эйно Лейно.

После переноса границ в 1940 году вся территория Карельского перешейка отошла к Советскому Союзу. Вместо местного населения, ушедшего в Финляндию, прибыли переселенцы. Затем во время Великой Отечественной войны ненадолго перешел к финнам, в июне 1944 года вновь стал советским. 

Полностью разрушенный поселок начали восстанавливать, в 1946 году он получил статус города, а через два года переименован. В 1950 году открыли новое здание вокзала, и через год здесь прошел первый электропоезд.

В 2008 году в зеленогорском парке был установлен памятник уроженцу Зеленогорска народному артисту СССР Георгию Вицину. Здесь многие делают сэлфи, впрочем, туристам есть где разгуляться, делая фото малых городских скульптур, среди которых «Бабушкин стул», «Такса», «Хлеб», «Читающий муравей», «Попрыгунья-стрекоза», «Древо счастья», «Ботинки дачника»… Городские фонтаны в парке, «Девочка Удэ», «Золотая чаша», «Одуванчик» и «Дельфины» возле железнодорожного вокзала.

Прогулявшись по городским улочкам и скверам, мы заглянули в Зеленогорскую библиотеку, и неожиданно для себя оказались на открытии выставки «Магия пастели» художника Олега КУЛИКОВА. Работы, посвященные природе Карельского перешейка, наполненные светом и любовью к родному краю…

 «Желтая река» Северо­-Запада

Окончив кафедру моделирования костюма Московского текстильного института, Олег Куликов в течение нескольких лет создавал моду в перспективной группе Ленинградского Дома моделей. Далее преподавал композицию костюма в Ленинградском высшем промышленном училище ЛХПУ им В.И Мухиной на кафедре моделирования. В 80-е годы как автор макета и художник был занят в единственном профессиональном журнале мод: «Мода. Министерство легкой промышленности РСФСР. Ленинград». Работал уже как член Союза Художников РСФСР через Комбинат графических искусств. 

В творчестве Куликова прослеживаются два основные направления – он известный художник-модельер и признанный живописец. Любимая техника художника – пастель.

Для меня самые красивые времена года – это зима и осень, – говорит Олег Куликов, – «Желтая река» родилась во время месячного путешествия по рекам и озерам Северо-Запада. Привез тогда много эскизов…

Примечательно, что Куликов возглавлял в Петербурге Фонд развития искусства, на основе которого осуществлялось много проектов, в том числе «150 лет Николаевской Октябрьской железной дороге».

Дибуны – место вдохновения

Как выяснилось, художник живет в поселке Дибуны. Эти места считаются очень плодотворными для людей, занятых в творчестве. Чем же знаменит поселок Дибуны, который до 1917 года назывался Дыбун.

Это была построенная в 1902 году железнодорожная станция на участке Санкт-Петербург – Выборг между станциями Графская (Песочная) и Белоостров.

По одной из версий название свое станция получила от высокого холма Дыбун, по другой – от финского слова, перевод которого означает «трясина», «болото».

В начале XVIII века на Чёрной речке у Дибунов были найдены залежи болотной железной руды. Здесь в 1735 году был построен Чернорецкий завод по производству чугуна и стали, как главного поставщика сырья на Сестрорецкий оружейный завод. В 1769 году Чернореченские заводы были подарены Екатериной II Потёмкину, но вскоре выкуплены у него казной. В 1880 году в Дибунах основали кирпичный завод, принадлежавший княгине М. В. Вяземской, и была построена водяная мельница на Черной речке.

В середине XIX века на берегах Чёрной речки расположились две деревни Дыбун: одна по левому берегу принадлежала графине Авдотье Левашовой. Другая – по правому берегу реки, – отставному гвардии штабс-капитану Ивану Вашутину, который владел также и Лисьим Носом.

Одной из достопримечательностей поселка считается Ленинская тропа, по которой в начале августа 1917 год Ильич шел пешком из Разлива до станции Дибуны в сопровождении своих товарищей Емельянова, Шотмана и Рахьи. В 1970 году тропу облагородили, посадили декоративные кусты, поставили скамейки. Сейчас по ней можно пройти через Левашовский лес в природный заказник «Сестрорецкое болото» и далее к Маркову болоту.

В Дибунах когда-то были писательские дачи, здесь отдыхала от сцены «Русская Жизель» балерина Татьяна Вечеслова.

Гордостью и украшением Дибунов считается последняя крупная работа архитектора А.П.Аплаксина – Петропавловский храм. Его начали строить к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. Получив разрешение на строительство, жители собрали деньги, причем основную сумму внес один из владельцев ресторана на Старо-Невском. Цвет купола внутри храма был яркого небесного цвета и акустика такова, что даже негромко сказанное слово отзывалось в ответ.

В 1932 году церковь закрыли, а через год в ней разместился склад «Ленфильма», на котором хранились киноплёнки, затем здесь разместился участок по производству красок объединения «Пигмент». В 1980-е годы здание стало использоваться для резки газопроводных труб объединения «Луч». В наши дни храм открыт в выходные дни и дни церковных праздников.

Прогулявшись по улочкам тихого поселка и набравшись новых впечатлений, ваш корреспондент отправился домой в Выборг, сделав фото вокзала Дибунов, который, увы, пребывает в плачевном состоянии…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также