Место гибели – остров Стеклянный

Поисковики переходят протоку между Лиханиеми и Ласисаари. Зимой 1940-го здесь  по льду шла атака
4298
Место гибели – остров Стеклянный

В феврале 40-го, в сорокаградусный мороз...

Этот конверт хранился в архиве школьного музея многие годы. Почему письму не был дан ход? Неизвестно. Может быть, просто некому было этим заняться. И вот, почти полвека спустя, письмо оказалось ключом к разгадке одного из трагических эпизодов советско-финляндской войны.

Ключ к Выборгу

Александр БАСКАКОВ и его друзья любят рыбачить в районе Соколинского. В один из таких дней им довелось познакомиться с братьями Коукки, приехавшими в места, где когда-то жила их семья. Братья рассказали, что жили они на полуострове Лиханиеми, в нижней его части, называвшейся Самола, что после 1940 года в родные места не вернулись, так как во время жестоких боев на полуострове были сожжены все дома. Александр вспомнил об этой встрече, когда по своему обыкновению купил в Финляндии старую книгу. Она называлась «Самола» – с картой тех мест и списком семей, проживавших на полуострове. Взгляд сразу зацепил знакомую фамилию – Коукки, что заставило изучать книгу внимательней.

Речь в ней шла об ожесточенных боях за острова Выборгского залива в Зимнюю войну и войну-продолжение, в том числе за остров Ласисаари, который теперь называется Стеклянный и находится в непосредственной близости от Лиханиеми:

«Первые десятилетия независимости, 1920 и 1930 годы, были также годами труда и надежд для обитателей Ласисаари. Жители Выборга строили на острове дачи, разбивали небольшие сады и огороды, проводили там, на любимом острове, свой летний досуг… В середине февраля 1940-го Ласисаари – еще мирная, нетронутая территория, где летние дачи в зимнем покое ожидали грядущего лета. Но дни Ласисаари уже были сочтены. 22 февраля днем батальон майора Сотисаари вступил в бой с наступающими советскими войсками, однако противник к вечеру того же дня продвинулся далеко вглубь острова. Встречное наступление финских войск было подавлено огнем противника».

В книге была фотография могилы советских воинов, а также фото партбилета на имя Власова Петра Филипповича 1908 года рождения и комсомольского билета на имя Головко Виктора Никитича 1920 года рождения, которые погибли 23 февраля 1940-го и были похоронены в этой могиле в числе других. Обратившись к переводчикам, Александр узнал о том, что утром 23 февраля финны повели наступление, целью которого было изгнать русских с Ласисаари, и к вечеру им это удалось: «Ночь казалась спокойной. Только стоны русских раненых слышались в тишине. Лес напоминал бойню. Мороз «довершил» работу орудий, изменив окоченевшие человеческие трупы до неузнаваемости…»

Александр обратился в военкомат, где узнал, что Власов и Головко числятся в списках пропавших без вести. Узнать, где похоронены хотя бы двое из сотен погибших — это ли не удача? Зная, как важны такие сведения поисковикам, Баскаков связался с Ольгой БОГДАНОВОЙ, которая исполняет обязанности командира поискового отряда «Советский патриот», а также курирует музей школы в поселке Советский (Ласисаари находится на территории Советского поселения). «Сам бог вас ко мне привел!» – воскликнула Ольга и показала Баскакову письмо:

 Брат разыскивал могилу Константина Запевалова много лет

«Здравствуйте, незнакомые юные следопыты! Вынужден обратиться к вам за помощью. Дело вот в чем. Я ищу место гибели моего родного брата и братскую могилу захоронения. Мой брат погиб 23 февраля 1940 года, служил добровольцем в отдельном 100-м стрелковом батальоне. Батальон был создан в большинстве из доброльцев-студентов Ленинградского механического института. Большинство бойцов батальона погибли на острове Ласисаари (бывшее название, сейчас не знаю, как называется), и там им был установлен памятник на братской могиле, где были захоронены 230 бойцов и командиров. Фотография памятника у меня есть, и могу выслать, а также есть кое-какие списки и адреса погибших бойцов и командиров (в то время существующие). На мемориальной доске установленного в то время памятника написаны только фамилии шести бойцов и командиров. Один из них, Жданов, посмертно награжден орденом Ленина (газета «Красная звезда» от 12 апреля 1940 г., № 85 (4534) порядковый № 25). Если вы возьметесь помочь мне в розысках братской могилы, имен и фамилий погибших бойцов и командиров, то я могу прислать вам материалы, имеющиеся у меня на руках.

Если этот остров далеко от вашего места жительства, то прошу вас узнать и сообщить мне, как именуется бывший остров Ласисаари, а также переслать мое письмо школьникам-следопытам одного из этих островов (если там имеется школа). Очень прошу вас ответить на мое письмо. С уважением к вам, А. Н. Запевалов. 1 октября 1973 г.»

Письмо это пришло из города Бор Горьковской области на станцию Попово, «школа (любая) юных следопытов» – значилось в адресной строке.

Благодаря Александру Баскакову обнаружены новые сведения

– Я нашел много свидетельств, воспоминаний участников тех боев. 100-й Ленинградский лыжный батальон перед отправкой на фронт всего недели три тренировался в Парголово. Из почти 800 человек, воевавших в его составе на Ласисаари, вернулось 136. Ласисаари – это вход, ворота на Лиханиеми. А Лиханиеми – стратегическая точка. Если здесь поставить орудия, можно обстреливать город и перекрыть фарватер.  С 22 по 29 февраля 1940 года там были тяжелые бои. Только представьте – на острове площадью

3 кв. км были брошены несколько тысяч человек. В ночь с 28 на 29 февраля финны на лыжах ушли с Ласисаари и Лиханиеми, по пути поджигая все близлежащие дома и минируя дороги. Начался штурм советскими войсками Выборга, защищать Лиханиеми уже не было смысла…Александр Баскаков

«Проявили большую смелость и выдержку» …

Лыжный батальон отправляется на передовые позиции

Самое интересное, что капитан Власов упоминается одним из участников сражений в мемуарах: «Капитан Власов выступил с батальоном в указанном направлении, и больше я его не видел. Первой нашей встрече суждено было оказаться и последней. О боевых делах лыжного батальона нам уже потом рассказали его бойцы. 21 февраля батальон прорвался сквозь фронт финнов и занял острова Питкясаари и Ласисаари. Это был замечательный маневр, который ставил под угрозу: справа – укрепленный мыс, слева – город Тронгсунд и остров Равансаари. Опасность для врага была настолько велика, что финское командование бросило против отважных советских лыжников намного превосходящие силы. Лыжники проявили большую смелость и выдержку. Они наносили большой урон врагу. Но силы были неравны. Капитан Власов человек был храбрый, он заставлял бойцов заниматься спортом, прыжками на лыжах, учил их лазить по деревьям, как это делали финские «кукушки». Но чего недоставало Власову — это осторожности, так необходимой на войне: батальон его мало применялся к местности, бойцы ходили в рост — все это приводило к ненужным жертвам. И одной из первых жертв пал сам капитан Власов. 23 февраля он отправился в разведку, — чего, как командир, не имел права делать, и был убит. Бойцы похоронили своего командира с подобающей честью...» (майор С. Гудзюк. «Батальон лыжников»).

…но в списках не значатся

По подсчетам Александра Баскакова, могила эта должна находиться в южной части острова, потому что финский историк Ярл Галлен в своей книге «Tionde regementet» («Десятый полк») упоминает о боях возле виллы Карсикко, отмеченной на карте: «Южнее виллы на берегу взгляду открывается неописуемое зрелище мертвых и раненых. Изуродованные трупы русских вперемешку с собранным в кучи оружием, поврежденные пулеметы и рассеянные повсюду части тел…» Александр предполагает, что бойцов, погибших за несколько дней, в том числе Власова и Головко, захоронили в фундаменте дома, так как на фото видно, что к могиле ведут массивные гранитные ступени, явно оставшиеся от крыльца:

– В феврале 1940-го был мороз под 40 градусов. Куда хоронить? А в доме, наверное, был большой подвал.

Под фото братской могилы в финской книге значится: «Захоронение разобрано, останки перемещены в общую могилу у дороги Выборг – Петербург, место обозначено памятным знаком». Баскаков, а также военный историк Мирхат МУСИН уверены, что так и было.

Однако же поисковики другого мнения. Руководитель группы «Безымянная» Герман САКС рассказал, что попытки найти братскую могилу на Ласисаари предпринимались еще в 2010 году – с подачи председателя первичной ветеранской организации поселка Советский Вячеслава ШОХИНА, но тогда поисковиков постигла неудача. Место захоронения на военных картах отмечено почему-то между островом и материковой частью. Вновь проведя разведку на острове нынешним летом, «Безымянная» обнаружила остатки захоронения в северо-восточной части острова, в 350 метрах от места, обозначенного на карте. Плита для него взята с финского кладбища и датирована 1907 годом. Обследовали поисковики и руины виллы Карсикко, но в подвале ничего не нашли.

Ольга Богданова уверена: павшие и по сей день остаются на острове  Стеклянный

Ольга уверена, что павшие и по сей день остаются на острове Стеклянный...

– В Российском государственном военном архиве есть карта за июнь 1940 года с номерами могил, которые были сделаны после зачистки архипелага Лиханиеми от трупов. Из нее следует, что на острове Ласисаари находится четыре братские могилы.Ольга Богданова

Поименного списка добровольцев в РГВА найти не удалось. Это потому, поясняет Герман Сакс, что гражданское население в списках военных потерь не значится. Между тем в Книгах памяти советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Вячеслав Шохин нашел имена 183 бойцов 100-го лыжного батальона и 149-го отдельного разведбатальона, погибших на Ласисаари.

– Часть имен увековечена на мемориале в Матросово. Но до сей поры не было известно, где они похоронены. Когда я увидел это письмо, у меня будто глаза открылись, – говорит Вячеслав Александрович. Он не сомневается, что захоронение, найденное поисковиками, – то самое, с фотографии: сохранилась часть ограды, ступени...

Полуостров Лиханиеми и близлежащие острова – место жестоких боев и безымянных могил

Встречая в лесу на Лиханиеми многочисленные мшистые пригорки, и не догадаешься, что это фундаменты домов. Сейчас здесь место прогулок, место отдыха любителей рыбной ловли и «тихой» охоты. На живописной опушке установлен мангал, а возле него в кустах – куча пластиковых бутылок. Люди, возвращаясь сюда вновь и вновь, возвращаются и к «своей» помойке? А между тем где-то здесь, на архипелаге Лиханиеми лежат около полутора тысяч бойцов, места захоронения которых только предстоит найти...

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

P.S. Просим жителей поселка Зимино в случае обнаружения останков павших воинов на материке или близлежащих островах сообщить об этом поисковому отряду «Советский патриот» (8-921-358-5771, Ольга Богданова).

Читать все статьи автора Юлия Подскребаева

Читайте также