Это воинское захоронение в местечке Синтола знают не все

Это воинское захоронение в местечке Синтола знают не все
1477
Тамара Смолина (справа) на братской могиле в Синтоле начало 70-х годов

Одно из самых малоизвестных захоронений Выборгского района, о котором еще совсем недавно не было ничего известно кроме местоположения и 19 имён, находится вдали от населённых пунктов Каменногорского поселения, на месте уже несуществующего посёлка Синтола, в 14 километрах от ближайшего посёлка Красный Сокол.

Что рассказывают поисковики

Официально здесь похоронено две тысячи красноармейцев, которые погибли при форсировании Вуоксы в конце Советско-финляндской войны.

Это захоронение, рассказывают следопыты, сформировалось в два этапа – в марте, сразу по окончании боёв, и в июне 1940 года, когда похоронные команды пытались собрать оставшихся на полях сражений убитых. Затем после экспедиции на остров Геройский три года назад сюда перезахоронили 68 бойцов, имена семи из которых известны…

Кстати, при выборе места для перезахоронения поисковики обследовали всю территорию, а это больше 100 метров в длину и чуть меньше – в ширину. Так вот: свободным оказался только небольшой участок вокруг центрального обелиска и еще один – справа от входа. Так что цифра в 2000 похороненных солдат – весьма условна.

Так много еще неизвестных солдат…

… До 1940 года на этой высоте 24.0 был лыжный трамплин. Фото его можно найти в книге об уезде Вуоксенранта (современный посёлок Озерское), изданной в Финляндии и подаренной друзьями из Суоми Сергею ЧЕРНЫШОВУ, который много лет пытается привлечь внимание властей и общественности к этому объекту. В своё время он даже обращался за помощью в установлении имён солдат к представителям Федеральной службы охраны. Безрезультатно…

Относительно недавно здесь побывали заведующий выставочным залом «Выборг – город воинской славы» Владимир БЫКАЧЕВ и директор Городского информационного центра Анатолий СМОЛЬЯНИНОВ. Увиденное впечатлило: огромные могильные холмы и всего лишь несколько имён… Хотя есть предварительный список, составленный активисткой архивного поиска Ириной КОВАЛЕНКО по Книгам памяти и другим документам, – это кропотливая выборка по датам гибели, журналам боевых действий, донесений – пока всего около тысячи имён. Однако ещё нет полной уверенности в том, на каком берегу Вуоксы хоронили убитых с разницей в один-два дня: на левом, в Синтоле, или, может быть, на правом, на территории Гончаровского поселения. Так что ещё предстоит разбираться с тем, где какие имена должны быть увековечены.

Все-таки это обелиски советского периода

Обелиски чёрного гранита, стоящие в центре и на могильных холмах, много лет считались «позаимствованными» с финского кладбища. Воспоминания первых переселенцев о том, что их изготовили после войны, всерьёз не воспринимались: в середине 40-х финские надгробия очень часто «использовали» повторно, только надписи меняли... Однако Анатолий Смольянинов за витиеватой гравировкой безошибочно увидел советскую символику: звезду, венок из колосьев. Вот только слова «Спите, герои, Родина вас не забудет» в данном случае, увы, остались только словами...

Местные жители рассказывают, что до 60-х годов здесь были совершенно другие монументы. То есть предположение, что современные сделаны после войны – верно. Кроме того, утверждение, что перезахоронений сюда до 2017 года не было, тоже не соответствует действительности, просто факты, вероятно, не документировались. Житель посёлка Маслово Тимофей СМОЛИН, ссылаясь на утверждение своего отца, Станислава Валентиновича, рассказывает, что в поселковой школе, которая сгорела в 70-е годы, во время войны располагался госпиталь, рядом уже после войны появились две братские могилы.

– Отец рассказывал, что в одной могиле было похоронено пять солдат, в другой – девять. Одна была перенесена в Мельниково Приозерского района, вторая – в Синтолу. Ещё отец вспоминал, что захоронение было в посёлке Зайцево, в районе вокзала; его тоже перенесли в Синтолу. Это было в период с 1953 по 55-й годы. Помогать бригаде из военкомата тогда отправили Василия Хороброва, Владимира Царёва и отца.

В 70-е годы аграрии из расположенных поблизости совхозов «Триумф» и «Лазурное» шефствовали над захоронением. Мать Тимофея, Тамара Петровна Смолина, бывшая в то время депутатом местного совета, нередко бывала там вместе с другими общественниками и активистами.

– В совхозе специально давали машину, и они ездили туда, ухаживали за захоронением, – говорит Тимофей Смолин. – Мама рассказывала, что там было порядка девяти гранитных плит примерно с сорока фамилиями, по периметру имелось ограждение с толстыми якорными цепями (потом появился деревянный забор, который 10 лет назад заменили на металлический). Рассказывала, что плиты сняли и увезли на ККНМ (Каменногорский комбинат нерудных материалов), чтобы обновить, а вернули вот эти, на которых вдвое меньше имён…

Восстановить все имена

Учитывая, что это воинское захоронение находится в достаточно удаленном и уединенном месте, Владимир Быкачев и Анатолий Смольянинов полагают: несмотря на огромное количество покоящихся здесь бойцов, глобальный и мемориальный комплекс здесь не совсем уместен, достаточно привести всё в порядок, провести благоустройство и поменять надгробия.

–Нужно восстановить имена всех солдат, которые предположительно здесь захоронены, – убежден Владимир Быкачев. – Современные технологии позволяют узнать, какие дивизии здесь воевали, когда конкретно несли потери. Например, Ольга БОГДАНОВА (командир поискового отряда «Советский патриот» – прим. авт.) имеет такой большой опыт, что без особых затруднений установила количес– тво погибших на Тронгзунде, и мы теперь сможем увековечить на захоронении в Пихтовом еще около тысячи найденных ею имён. Ольга, кстати, отыскала информацию и по захоронению на острове Клёст.

Надеюсь, что нам удастся заняться Синтолой уже в этом году, сразу по окончании большой архивной работы по сверке списков на других воинских захоронениях.

Анатолий Смольянинов разделяет мнение, что центральный монумент должен быть таким, чтобы была возможность увековечить многие и многие имена, а также дописывать новые, которые будут появляться в ходе работы в архивах.

И ещё одна идея возникла в ходе этой нашей поездки: в районную администрацию обратились представители Северо-западного лесхоза с предложением взять шефство над каким-либо воинским захоронением. Возможно, им стоит предложить взять под опеку именно эти могилы, ведь неподалёку расположена особо охраняемая природная территория «Озеро Мелководное». Это кстати, один из ориентиров в описании места нахождения братской могилы: «Высота 24.0 между озёрами Капризное и Мелководное».

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также