Единственная весть, а дальше – неизвестность

964
Галина Фоминых привезла довоенный семейный снимок. В центре верхнего ряда – её дед Фёдор Турчин

О непростой судьбе воина и его семьи рассказала внучка

Место захоронения своего деда, Фёдора Михайловича Турчина, Галина ФОМИНЫХ искала долго и тщетно много лет. И вот два года назад на запрос в архив Министерства обороны пришёл результативный ответ; в архиве сопоставили списки сослуживцев Фёдора Турчина, выбывших из строя в один день с ним, и таким образом установили истину.

– Теперь мы знаем, что дедушка похоронен на мемориале «Петровка». Он погиб 28 июня 1944 года, когда первая часть Выборгской наступательной операции уже была завершена. В ходе наших поисков мы узнали, что до недавнего времени на этом мемориале было похоронено 836 безымянных солдат. Постепенно, благодаря стараниям поисковиков, которые занимаются совершенно беско-

рыстно на добровольных началах и в своё личное время, их имена становятся известны. «Так стало известно и имя моего деда», – говорит Галина Фоминых.

Военная судьба Федора складывалась непросто. За неделю до начала войны он еще отдыхал в санатории в Ессентуках; в семейном архиве хранится снимок, датированный 15 июня 1941 года. На день призыва его ещё не было на месте в Амурской области, где жила семья. Пока Фёдор добирался домой с Кавказа, его успели объявить дезертиром и зачислить в штрафбат.

Маме Галины было четыре месяца, её сестре – четыре года, когда их отца забрали на войну, а бабушку с двумя малышками эвакуировали в Казахстан, ведь дальневосточному приграничью угрожала Япония. Никаких вестей от Фёдора семья не получала…

– Потом бабушка вышла замуж, чтобы кормилец был в доме. А отчим попрекал маму и её сестру куском хлеба. Пенсию они получали в пять раз меньше, чем сироты, так сказать, не провинившихся перед государством погибших солдат. Штрафбат – это же клеймо, – рассказывает Галина.

На одной из сохранившихся фотографий на груди у Фёдора награда. Пока не удалось установить, что это за медаль. Родственники предполагают, что заслуга деда должна была быть очень весомой, ведь бойцы штрафных батальонов не были избалованы вниманием командования.

– Я очень рада, что мы наконец нашли его могилу, потому что неизвестность – тяжёлый груз. Мама всегда мечтала найти место, где похоронен её отец. В прошлом году мы приезжали вместе с ней… Для нашей семьи это очень важно: у меня взрослый сын, у него растёт дочь. И все мы должны знать о своих предках...

 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также