Дачная местность. Сто лет назад, к юго-западу от Выборга

Дачная местность. Сто лет назад, к юго-западу от Выборга
4457
Дачная местность. Сто лет назад, к юго-западу от Выборга

Одна из недавних публикаций этой рубрики была посвящена истории дачной местности под Выборгом начала прошлого века. Тема вызвала живой читательский отклик, и мы решили вернуться к ней.

Дачные места сто лет назад находились совсем рядом с городом и даже в его черте.  Добраться до них можно было пароходом, можно было воспользоваться лодкой и даже доехать на трамвае.

Поезда в Петербург и Гельсингфорс из Выборга отходили согласно расписанию. Четверть часа спустя после их прибытия в Выборг со станции отправлялся дачный поезд, прозванный «Минуткой». В его составе был багажный и вагон третьего класса. «Минутка» шла до платформы Линнансаари и Сорвали, пассажиров также выпускали в Сауналахти и у дачи Велиховых, в посёлке Ликолампи. Развалины и фундамент этой дачи и сейчас ещё остались у железнодорожного моста через Сайменский канал. Сохранились и межевые столбики с буквами «Л» и «В». Расписание движения дачной «Минутки» с августа менялось и зависело от движения поездов от Выборга до Петербурга. Кроме платформ, местом высадки пассажиров мог быть любой пункт – стоило только об этом заявить кондуктору.

Существовало множество дачных мест и в других районах. Одно из них – Хортона на юго-западе от Выборга по дороге на Бьерке (Приморск). В 6 верстах от города на вершине горы Ватеманберг был построен павильон, откуда открывалась чудесная панорама Выборга, вид на Тронгзунд и Выборгский залив. Это было местечко Нуораа (Соколинское). Имение принадлежало одному из местных акционерных обществ и располагалось в одной версте от хорошей почтовой дороги, среди соснового леса. Все дачи, числом около 20, находились в красивом лесу, на возвышенном берегу живописной бухты. Вид на Выборгский залив, усеянный множеством мелких островков и камней, был на редкость привлекателен.

 Хортона, как не раз упоминалось в газетах того времени, считалась чуть ли не самой лучшей и здоровой дачной местностью в окрестностях Выборга. Автору этих строк довелось побывать на том месте и своими глазами увидеть остатки построек и беседок. Это действительно очень красивое место, сравнить которое можно и с Монрепо, и с Ландышевкой, и с Лиханиеми.

До Хортоны несколько раз в день ходил небольшой пароход, который поддерживал сообщение с городом почти всех дачных мест, расположенных по берегам Выборгского залива. Пароход шел всего 40 минут, и билет на него стоил совсем не дорого. Окрестности Хортоны были весьма привлекательны, в особенности длинный и узкий залив Мэкэренлахти. Стоит однако, сказать, что цены на дачи были довольно высоки – так утверждает путеводитель тех лет по Финляндии.

В 12 верстах к юго-западу от Выборга находился населенный пункт Тронгзунд (по фински Уурас). Это было и дачное место, и довольно-таки большой глубоководный порт. Небольшое, но весьма оживлённое селение находилось в центре удлиненного острова Равансаари, отделённого глубоким, узким проливом от большого острова Урансаари, где был расположен порт, у причалов которого швартовались большие суда, не имевшие возможности подойти непосредственно к Выборгу из-за того, что   залив был мелководен.

Вдоль всего восточного берега острова высились бесчисленные штабеля леса. Лес доставлялся сюда в огромном количестве с берегов Саймы, по каналу. Здесь загружались большие зарубежные суда для отправки в большинстве случаев в Англию, Германию, но также и в Россию. Тут можно было встретить всевозможные типы судов, мачты которых украшали пестрые флаги самых разных стран. Неподалеку от причала, за небольшим мостом, в низеньком доме помещался, как упоминается в путеводителе, вполне приличный ресторан (реклама существовала всегда). Упоминается в путеводителе и о буфете с большим разнообразием закусок.

На острове располагался рабочий поселок, но в живописных уголках были построены и разнообразные по архитектуре дачи.     

Тронгзунд и ближайшие острова были хорошо укреплены и защищены от вторжения неприятельского флота. Военные события, которые проходили в этих местах в различное время начиная со времен Петра I, а может быть, раньше, описаны в других источниках, и достаточно подробно. Приехать же и посмотреть на то, что осталось от этих укреплений и полюбоваться красотой местной природы совсем несложно, дорога здесь очень хорошая.

Во времена, о которых мы говорим, пароход из Выборга после Тронгзунда направлялся в дачное место Тервайоки и причаливал к полуострову на противоположном берегу, где находилось дачное место Вонкури. С постройкой и открытием в 1856 году Сайменского канала Выборг и его пригороды становятся неузнаваемыми. Торговля оживила, обогатила и украсила эти места. Сохранить природу и то, что осталась от исторических построек, конечно же, наш долг и святая обязанность. Но пока что получается не очень…. Смотреть на это горько, остается надеяться только на то, что наши внуки будут мудрее нас.

Александр БАСКАКОВ

 

Читайте также