«КЕ-ДЫ» СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА

«КЕ-ДЫ» СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА
702
«КЕ-ДЫ» СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА

На творческой встрече в библиотеке Алвара Аалто именитый режиссёр рассказал  о своём новом фильме и ответил на вопросы зрителей.

«Ке-ды» – это экранизация рассказа Андрея Геласимова «Paradise found». Сюжет прост: накануне призыва в армию молодой человек  решает потратить свои скромные сбережения на модные кеды. Случайным образом ситуация приводит его к девушке, с которой герой проводит ночь. Наутро выясняется, что у девушки есть сын, страдающий аутизмом, которого нужно отвезти в детский дом. Однако история кончается тем, что молодая мама, которую играет Аглая ШИЛОВСКАЯ, забирает сына домой. Молодой человек уходит в армию. Зритель надеется, что девушка его дождётся. 

Фильм мы сняли меньше, чем за месяц, – сообщил Сергей СОЛОВЬЁВ. – Актёры молодцы, а особенно – оператор. Я трижды был женат и могу утверждать:  режиссеру найти хорошего оператора сложнее, чем жену, и общаться с ним труднее, чем с женой. У меня 40 лет гипертония, а началась она от сотрудничества с гениальным оператором Георгием Рербергом, который на съёмках фильма в Японии решил прокатиться на новеньком автомобиле. Георгий Иванович со скоростью 140 км в час проносился по улицам Киото. Я был просто в ужасе… Над лентой «Ке-ды» со мной работал потрясающий оператор Тимофей ЛОБОВ. Надеюсь, что и в следующих проектах мы найдём общий язык. 

– Как бы вы оценили свой фильм по десятибалльной системе?

– Ни свои, ни чужие фильмы я не оцениваю, каждый снимает, как хочет. Не все мы такие, как Леонардо, но каждый из нас после себя должен оставить послевкусие. Я испытываю терпение зрителей с конца 60-х годов. Зачем я это делаю? Конечно, не для того, чтобы галочку поставить. В свой фильм я не вкладывал  такую мысль, над которой зритель думал бы. Мне не нравится заставлять кого-то что-то делать, а тем более зрителей. Я не знаю ничего такого, чего не знают другие. Ни разу не смотрел кино, чтобы выйти после него и сказать: какая глубокая мысль. Да нет там никакой мысли. Это кино! Мы в эпоху цензуры привыкли видеть не то, что с людьми происходит, а чего мы должны по этому поводу подумать. С годами я осознаю, что всё больше и больше мне нравится фильм «Прибытие поезда», где всё понятно без слов. Не нужно вкладывать смысл в увиденное, я хочу, чтобы вернулась детская радость – смотреть кино. В моих «Ке-дах» есть фрагменты фильма «Летят журавли», потому что я благодарен этой картине. Я в свое время прогуливал школу и случайно заглянул в кинотеатр, где шёл этот фильм, билет, помню, стоил 30 копеек. А вышел я из зала – меня шатало от какого-то потрясения, которого сформулировать я не мог. Вот это искусство! 

– Зрителю показалось, что это ваш самый грустный фильм…

– Со мной происходит то, что и с другими, но не то, что с молодым поколением, о котором мы печёмся: неважно как у нас, лишь бы им было хорошо. Я не ставил задачу что-то зашифровать в фильме, а хотел посмотреть вокруг… К сожалению, ничего хорошего не нашёл. На мой взгляд, ситуация не безнадёжна, потому что ещё не поздно всё это прекратить. А вот как?  Я не знаю. А то, что знаю, я постарался изложить в фильме самым незатейливым способом. 

– Из героев ваших прежних картин кого вы по-прежнему любите, а от кого бы отказались?

– Ни от кого. Я их любил, когда снимал, люблю и сейчас. Мы постпушкинская генерация России, такими мы и должны себя осознавать и чувствовать. Иногда мне кажется, что все наши проблемы от того, что мы не умеем считать… Как-то довелось пообщаться с лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алфёровым, и я ему сказал, что в школе у меня было плохо с математикой, учительница грозилась, что я не закончу школу, что я не думаю о будущей профессии. Алфёров меня внимательно выслушал и заключил: «Если ты вообще не понимаешь математику, то это не твоя проблема, а учительницы. Она была обязана тебе объяснить». 

– Продолжается ли ваш телевизионный проект «Те, с которыми я»?

– Да, конечно. Только что мы закончили снимать картины о кинорежиссёре и сценаристе Валерии Рубинчике, композиторе Олеге Каравайчуке.  

– Как подбирали мальчика на роль больного аутизмом?

– В поисках героя я обыскал Москву, Санкт-Петербург, но только в Бахчисарае нашёл его в специализированной школе. Точно так же случайно по школам в своё время я отыскал Таню ДРУБИЧ (актриса и бывшая жена режиссёра – авт.). Кто такие аутисты? Это люди, которые не хотят принимать игры, в которые мы привыкли играть. Они живут на своей волне. Мальчик отказывался сниматься один, хотел только с другом. Пришлось, взять на съёмочную площадку и его приятеля. 

Записала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также