Как выборгские корабелы шефствовали над «Павлом Корчагиным»
Завершившийся год был юбилейным для комсомола. Этой дате были посвящены выставки, встречи, концерты. Об этом уже писала газета. Сегодня же мы хотим познакомить вас с некоторыми записями из журналистских блокнотов, не вошедшими в основные публикации, но несомненно представляющими определенный интерес, поскольку посвящены истории нашего города и его людям.
Николай ЕСИН, мичман в отставке, практически всю жизнь увлекается филателией. Еще в 1975 году, к 30-летию Великой Победы, он, школьник, был награжден за отличную учебу и активную работу поездкой в Москву, получил право быть сфотографированным у Знамени Победы в Центральном архиве. В выставочном зале «Выборг – город воинской славы» прошло несколько его целевых выставок, связанных с Днем авиации, снятием блокады Ленинграда, Днем Победы, Всемирными фестивалями молодежи и студентов… В конце прошлого года, года 100-летия ВЛКСМ, Есин представил коллекцию марок, конвертов, значков, связанных с комсомольской тематикой.
В витринах выставочного зала замка посетители видели мандаты, комсомольские путевки, медали, значки, фотографии, воспоминания об участии в ударных стройках. Плакаты, газетные материалы… Достойное место заняли палатка и гитара: сколько песен было спето молодежью у костра.
Некоторые посетители с определенным недоумением рассматривали макет дома – музея В.И. Ленина на ул. Рубежной: какое отношение имеет этот экспонат к заявленной теме? А ведь в советское время в этом музее молодых людей принимали в комсомол.
Стенд, посвященный подводной лодке «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Из 69 членов экипажа выжили 27… Среди погибших – наш земляк Сергей ЧЕРНИКОВ, мичман, техник-химик, выпускник школы №14…
Были представлены и личные вещи, фотографии, многочисленные грамоты Андрея ГУЩИНА, генерал- лейтенанта, Героя России. В нашем городе он родился и вырос, не забывает свою малую родину.
Еще один стенд, который привлекал внимание посетителей, – на нем фото лесовозов «Константин Шестаков» и «Павел Корчагин», построенных на Выборгском судостроительном заводе. Эти корабли были особо значимы для нашего города. «Константин Шестаков» построен в 1968 году и назван в честь Героя Советского Союза, погибшего 27 июня 1944 года под Выборгом. Много лет лесовоз нес службу в северных морях, списан был в 2010 году… «Павел Корчагин», построенный в 1980 году, – первое в истории отечественного флота судно, названное именем литературного героя. Это было сделано по многочисленным просьбам комсомольцев и молодежи страны: тогда жизнь невозможно было представить без книги Николая Островского «Как закалялась сталь», в стране было развернуто всесоюзное движение «корчагинцев». На спуск на воду «Павла Корчагина» откликнулись наши космонавты, от имени которых Правительственную телеграмму подписал 28-й космонавт Петр Климук. Это судно усиленного ледового класса, пакетовоз-контейнеровоз вошел в состав Северного морского пароходства с портом приписки в Архангельске. В марте 1985 года у берегов Антарктиды было зажато льдами научно – экспедиционное судно «Михаил Сомов», несколько месяцев продолжалась спасательная операция. 17 апреля вертолетами МИ-8 было снято с судна и переправлено на борт «Павла Корчагина» 77 участников экспедиции и членов экипажа . Только 26 июля, через 133 дня от начала трагедии, ледокол «Владивосток» помог «Михаилу Сомову» выйти на чистую воду…
Наш корреспондент побеседовал с Евгенией ЕМЕЛЬЯНОВОЙ, которая проработала на ВСЗ 30 лет, не теряет связи с родным предприятием и после выхода на пенсию – 22 года состоит в Совете ветеранов предприятия. Именно Евгения Александровна была крестной матерью лесовоза «Исакогорка», построенного выборгскими корабелами в конце 60-х годов. С командой судна, приписанному к порту Мурманск, она поддерживала многолетнюю переписку, утверждая, что ей было чрезвычайно интересно следить за его судьбой : то «Исакогорка» – в Италии, то – в студеных водах Арктики, причем даже порой выполняет роль ледокола…
На судостроительном заводе Евгения Емельянова работала с 1966 года, начинала с 7-го цеха, прошла путь от мастера до старшего технолога. Занималась общественной работой в комсомоле, профсоюзе:
– На заводе меня сразу же избрали членом комитета комсомола, поскольку узнали, что я, еще будучи студенткой Ленинградской лесотехнической академии, была секретарем комсомольской организации. В 1965 году наш стройотряд был на целине; трудились в совхозе «Невский» в Казахстане.
Три последующих года я была освобожденным заместителем секретаря комитета ВЛКСМ. Тогда на заводе работало более 1200 комсомольцев, это была одна из самых больших комсомольских организаций области. Комитет всегда был в гуще событий, жизни предприятия. В цехах создавались комсомольско-молодежные бригады, так, Николай ШАБАРДОВ был бригадиром столяров, Василий МАРШАЛКИН и Виктор ЗАЙЦЕВ – сварщиков, Анатолий СЫРОВ – слесарей-монтажников. Молодежь постоянно была занята полезным делом. Часто проводили субботники – на заказах, на восстановлении здания под заводской Дворец культуры.
Комсомольцы брали шефство над многими судами, среди них «Константин Шестаков» и «Павел Корчагин». В Казахстане разыскали мать и брата Константина, пригласили их в Выборг на спуск судна. Мы с Андреем СОКОЛЬЧУКОМ, секретарем комсомольской организации, а также с представителем заводского руководства Владимиром ЕГГИ поехали встречать гостей в Пулково. Зима, сильные морозы, гости одеты не по нашей погоде… Сначала повезли их в магазины, купили теплые вещи: валенки, рукавицы, потом – в Выборг, на завод. Надо было видеть глаза матери, когда она увидела огромный красавец – лесовоз и надпись на борту»: «Константин Шестаков»…
«Павел Корчагин» – почетный заказ ВЛКСМ, комсомольцы завода, конечно, взяли шефство и над ним, это вылилось в «корчагинские вахты». Всем было приятно в день спуска корабля на воду получить поздравительную телеграмму от наших космонавтов. Вообще-то мы тогда с ними хорошо общались по телефону, космонавты интересовались всеми этапами строительства.
У комсомольцев завода были и еще подшефные: школа №14 и детский дом в поселке Лесогорский. Школе помогали, чем могли; для старшеклассников проводили экскурсии по заводу, им показывали в работе молодых рабочих, агитировали ребят поступать в училище № 203, где готовили специалистов для нашего предприятия.
В детский дом мы приезжали несколько раз в год, но обязательно были там перед началом учебного года: привозили канцелярские принадлежности, подарки. Под Новый год отправлялись большой группой – по 12-15 человек. Дети нас ждали: елка украшена, приготовлен концерт. Мужчины пилили и кололи дрова (в детдоме было печное отопление), а мы раздавали детям подарки, сладости.
Молодежь нашего завода (у кого не было восьмилетнего образования) могла учиться в вечерней школе № 2. Комсомольцы старались вовлечь юношей и девушек в учебу, приходилось, правда, сотрудничая с администрацией школы, порой контролировать их учебу и посещаемость занятий. Добивались, чтобы мастера ставили наших учеников только в первую смену. Между прочим, многие выпускники вечерней школы пошли учиться дальше, впоследствии стали хорошими специалистами и даже руководителями.
В памяти остались туристические слеты и соревнования между цехами, поездки по стране и творческие вечера… Завод для нас, действительно, был и остается вторым домом. Люди хотят здесь работать, предприятие гордится своими династиями корабелов.
В настоящее время на заводе тоже энергичная молодежная организация (председатель – Людмила КЛЮЕВА), на счету которой немало хороших дел. Одно из последних – памятник выборгскому трамвайчику…
Лидия Воронина
Читайте также
-
Сервис «Жизненная ситуация» поможет сменить регион проживания
-
В Россию начали поставлять масло из Арабских Эмиратов
-
Как вести себя в лесу?
-
На обвалившемся участке выборгской набережной работы закончат до декабря
-
Учитель из Выборгского района – в числе лучших
-
С 1 января 2025 года у школьной охраны появится обязательная экипировка