ГУБЕРНАТОР - ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

ГУБЕРНАТОР - ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
492
ГУБЕРНАТОР - ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА
Предлагаем нашим читателям познакомиться с отчётом губернатора Ленинградской области Александра ДРОЗДЕНКО перед депутатами Законодательного собрания о результатах деятельности правительства региона за 2014 год.

- Канва моего выступления будет построена на итогах работы 2014 года, проблемах, с которыми мы столкнулись, а также проблемах, которые нас ожидают в 2015 году, и возможных путях их решения.

При этом я буду говорить не столько о цифрах, сколько о тактике, которую мы с вами должны избрать для решения насущных вопросов Ленинградской области.

У нас есть два программных документа - “Программа эффективного рубля” и “Программа 12”, которые достаточно четко, понятно и подробно излагают стратегию действий Правительства Ленинградской области на ближайшие 5 лет. Более того, принято решение объединить эти две программы в одну. Таким образом, именно эти программы лягут в основу тактики Правительства Ленинградской области на несколько последующих лет.

Основная задача, которую мы видим на ближайшие 3 года, - качественный перелом отношения граждан Ленинградской области - наших жителей, и нас самих к уже заезженной фразе “Ленинградская область - территория успеха, успешный регион”.

Действительно, по цифрам и объемам мы - среди лидирующих регионов Российской Федерации. Но основная задача, которую я ставлю перед собой, как перед губернатором, перед Правительством Ленинградской области, перед главами администраций муниципальных образований, председателями профильных комитетов - перевести наши количественные показатели в качество жизни. Для того, чтобы, говоря “Ленинградская область - территория успеха”, мы, прежде всего, говорили не о цифрах бюджета, о его расходной, доходной части, а именно о том, насколько успешны наши жители Ленинградской области: насколько они чувствуют себя уверенными в завтрашнем дне; насколько им сегодня комфортно жить в Ленинградской области; и насколько сегодня власть отзывается на все те проблемы, чаяния и даже беды, которые есть у наших жителей. И это - главная задача власти.

Прошлый год, несмотря на все сложности, был для Ленинградской области годом, когда часто звучали слова “впервые или первые”. Удалось выполнить практически все нормативные и плановые показатели. А по ряду достигнутых показателей мы не только оказались лидерами и в Северо-Западном регионе, и в Российской Федерации, но и превзошли сами себя за всю постсоветскую историю Ленинградской области.

Оборот промышленных предприятий вырос на 12,3% и впервые превысил 1,5 триллиона рублей - если быть точным, более 1,6 триллиона рублей. Особенно стоит отметить, что этот рост дали, прежде всего, обрабатывающее производство - рост на 15,6%; оборот сельхозпредприятий - рост на 16,5%; строительных организаций - рост на 18,3%. Это как раз те отрасли, положение дел в которых говорит о стабильности экономики. И, как следствие этого, у нас исполнение доходной части бюджета превысило даже уже уточненный план более чем на 16%.

При этом в экономике есть и тревожные цифры по итогам года, которые ставят перед нами серьезные вызовы в текущем году. Несмотря на то, что реальная заработная плата практически не выросла (рост составил меньше 1%), номинальная заработная плата выросла на 8,1%. Мы с вами должны понимать, что реальная заработная плата - это возможность населения реализовывать свои заработанные деньги, и возможность жить на эти заработанные деньги. Поэтому главным для нас должен быть именно этот показатель.

Если же посмотреть цифры по реальным доходам населения, то, несмотря на то, что за три квартала 2014 года обозначен стабильный рост, по итогам года они, по сравнению с 2013 годом, уменьшились. И вот эта цифра должна перечеркнуть нашу эйфорию от хороших экономических показателей и хорошего бюджета. Эта цифра должна не давать нам расслабляться в этом году. Мы должны работать еще более эффективно, еще с большим напряжением, с большей самоотдачей.

2014 год показал, что мы кардинально переломили ситуацию в работе с государственными федеральными программами, с областными программами. Мы впервые по различным федеральным программам получили в сумме из разных источников финансирование выше, чем в прошлых 2012-м и 2013-м годах, и его общий объем составил 136,3 миллиарда рублей (для примера - в 2012 году - 70 миллиардов рублей, а в 2013 году - 76,3 миллиарда рублей). При этом в 2014 году софинансирование из федерального бюджета составило 49% (58,6 миллиардов рублей) (для примера - в 2012 году - 40 миллиардов рублей, а в 2013 году - 49 миллиардов рублей). Софинансирование областного бюджета составило 48,1 миллиардов рублей, прочих источников - 12 миллиардов рублей, и почти 1,5 миллиарда рублей - местных бюджетов.

Это значит, что сегодня мы выстроили конструктивные рабочие отношения с федеральными министерствами и ведомствами, агентствами. Мы научились реализовывать совместные программы, добиваться конечного результата.

Наиболее масштабными по-прежнему остаются федеральные программы, которые связаны с дорожным строительством. Из общего объема софинансирования федерального бюджета 51% - как раз финансирование строительства дорог, инженерных сооружений дорожной сети в Ленинградской области. На втором месте (27%) программа строительства атомной станции ГК “Росатом” - объем финансирования составил 15,8 млрд. рублей.

Очень важно, что мы в Ленинградской области перешли в 2014 году на работу по государственным программам. У нас работало 16 государственных программ с общим объемом финансирования 93,3 млрд. рублей.

Фактическое финансирование по итогам 2014 года составило 85 млрд. рублей или 91%. При этом не все работали одинаково.

По 13 программам уровень финансирования и уровень исполнения был не ниже 93-99%. А по трем программам на уровне 81-88%. Это программы “Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области”, “Развитие автомобильных дорог в Ленинградской области”, “Развитие культуры в Ленинградской области”. Причем эти три комитета - комитет по культуре, комитет по физической культуре и спорту, комитет по дорожному хозяйству - уточняли в течение 2014 года бюджет в сторону увеличения и брали на себя обязательства по его исполнению. Их недостаточно эффективная работа не позволила в целом более объемно исполнить бюджет Ленинградской области. Есть ряд комитетов, которые также подавали заявки на увеличение расходной части бюджета в течение 2014 года и исполнили свои бюджетные обязательства на 100%.

Мы проанализировали основные причины неполного освоения средств. Прежде всего, это некачественное выполнение проектно-сметной документации по объектам строительства, а также некачественная подготовка конкурсной документации, нарушение подрядчиками сроков выполнения работ, позднее размещение государственного муниципального заказа, поздняя информация о проведении конкурсов. И главное - это длительные сроки согласования нормативно-правовых документов, которые необходимы для реализации государственных программ. Как следствие - недостаточно эффективное взаимодействие между ответственными исполнителями, как на уровне профильных комитетов Администрации Ленинградской области, так и участников государственных программ.

В “Программе эффективного рубля” мы ввели критерии оценки чиновников как раз по показателям выполнения государственных программ, и будем очень четко следовать этим показателям и этой оценке.

Распределение государственных программ по районам Ленинградской области оказалось неравномерным. И зачастую это зависело от эффективности подготовки документов тем или иным муниципальным районом Ленинградской области.

Неслучайно мы в течение 2014 года перенимали опыт Приозерского района и по расселению ветхого аварийного жилья, и по строительству объектов инженерной инфраструктуры, и по развитию села. Этот район лидирует по реализации адресных программ - их финансирование составляет 402,5 тысячи рублей на 1 человека. В отстающих - Всеволожский район, где всего лишь 14,5 тысяч рублей на человека, то есть на порядок меньше.

При этом необходимо отметить, что по бюджетным объемам Всеволожский район - один из лидеров Ленинградской области, а вот по эффективности работы переместился со 2-го на 17-е место. Ничего личного - только факты.

По итогам 2014 года фактический профицит бюджета Ленинградской области составил 14 млрд. рублей. Такие остатки бюджетных средств по итогам года мы получили впервые. Это стало возможным, во-первых, за счет роста доходной части бюджета и, прежде всего, налогов на прибыль и на имущество. А во-вторых, это следствие недовыполнения расходной части бюджета. Хотя, если говорить объективно, расходная часть бюджета 2014 года выполнена лучше, чем 2012 и 2013 годов.

Такой переходящий остаток бюджетных средств позволил Ленинградской области уверенно вступить в 2015 год. И мы один из немногих субъектов Российской Федерации, которые не приняли программу секвестра областного бюджета. Более того, мы вместе с вами, уважаемые депутаты, не так давно увеличили расходную часть бюджета по социальным и инвестиционным статьям.

Бюджет Ленинградской области был впервые сформирован в программном формате, были утверждены источники покрытия дефицита бюджета. Наша бюджетная политика, к слову, определена Министерством финансов как умеренно-консервативная. Как следствие у нашего региона - один из самых низких государственных долгов по итогам 2014 года среди субъектов Российской Федерации: он снизился до 13%. Это позволило нам выдать бюджетные кредиты на 620 млн. рублей муниципальным образованиям Ленинградской области, заместив коммерческие кредиты в банках. Наши кредиты - на срок до трех лет под ставку 0,1% годовых (фактически это символическая ставка).

Размещение свободных остатков средств позволило дополнительно привлечь в виде доходов 464 млн. рублей в бюджет Ленинградской области. Это говорит о достаточно эффективной работе по использованию остатков бюджетных средств.

При этом мы понимаем, что хороший бюджет 2014 года - не означает хорошую жизнь в 2015-м, 2016-м или в 2017-м году. Необходимо сохранить ежегодное снижение дефицита бюджета и выйти на бездефицитный бюджет в 2018 году.

Роман Иванович Марков понимает свою задачу, и я надеюсь, что в контакте с профильными комитетами и муниципальными образованиями мы сумеем сбалансировать бюджет и сработать в рамках умеренной, еще раз повторю, консервативной политики по подходу к формированию расходной и доходной части бюджета.

(Продолжение в следующих выпусках)

Читайте также