Экскурсионная цензура

Экскурсионная цензура
521
Экскурсионная цензура

Чиновники столичных городов и отдельные музеи пытаются монополизировать рынок экскурсионных услуг. Декларируемая цель – защитить туристов от «неправильной трактовки истории» и «небылиц», которые якобы рассказывают нелицензированные гиды.

Федеральное законодательство не предусматривает каких-либо ограничений деятельности экскурсий и гарантирует всем желающим доступ к объектам культуры. Сложнее защитить свои права иностранным гидам, в том числе сопровождающим группы соотечественников, сообщает АПИ.

В каждой избушке свои погремушки

Ограничительные меры для экскурсоводов введены в Москве и Санкт-Петербурге. Так, еще в 1998 году столичная мэрия утвердила единую систему аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов, запретив такую деятельность на территории всей «белокаменной» без специального бейджа (аккредитационной карты).

При этом право выдавать такие разрешения и даже взимать за это плату чиновники делегировали частной организации – Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров. Обязательным условием получения заветного бейджа является прохождение учебного курса в той же ассоциации, который обойдется желающему работать в столице в 28 тысяч рублей.

Схожая система в 2008 году появилась в Санкт-Петербурге – без свидетельства об аккредитации городская администрация запретила проведение экскурсий по Северной столице, на «объектах показа» (памятниках истории и культуры, парках, музейных экспозициях, выставках и иных), а также в подведомственных учреждениях культуры. Сама аккредитация проводится и нагрудный знак выдается бесплатно, но к экзаменам допускаются только соискатели с высшим профессиональным образованием, прошедшие дополнительное обучение в специально уполномоченных учебных заведениях (стоимостью от 30 тысяч рублей). Обязательным условием получения разрешения является знание в том числе «основных направлений внешней и внутренней политики России на современном этапе» и международных отношений, квалификационный тест для гидов-переводчиков проводится на иностранном языке. Кроме того, отдельные требования к экскурсоводам делегировано определять каждому музею или иному «объекту показа», о котором специалист намерен рассказывать туристам. В настоящее время аккредитовано 3,3 тысячи гидов-переводчиков и 1,2 тысячи экскурсоводов.

Рассмотрев заявление нескольких не желающих подчиняться таким правилам гидов, Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что введение аккредитации нарушает конституционное право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, в том числе в рамках предпринимательской и  профессиональной деятельности. «Действующим федеральным законодательством аккредитация и аттестация гидов-переводчиков не предусмотрена. Аттестация гидов переводчиков не может быть установлена локальными нормативными актами музеев и учреждений культуры Санкт-Петербурга, поскольку гиды-переводчики в трудовых отношениях с музеями и учреждениями культуры города не состоят», – отмечается в принятом в 2010 году решении.

Однако оно было отменено Верховным судом России. Не отрицая доводов первой инстанции, апелляционная коллегия указала, что «в целях развития Санкт-Петербурга как международного туристского центра с высоким уровнем» региональные власти не лишены права «в опережающем порядке предусмотреть аккредитацию экскурсоводов и гидов-переводчиков». «Иное означало бы самоустранение государственных органов власти Санкт-Петербурга от содействия и создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Санкт-Петербурге», – констатировал Верховный суд России, подтверждая законность введенных ограничений.

Жизнь по стандарту

Согласно федеральному закону, экскурсоводом и гидом является «профессионально подготовленное лицо». Более того, в 2012 году Минздравсоцразвития РФ определило квалификационные требования к таким специалистам, в том числе – наличие высшего гуманитарного и дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Но этот приказ носил скорее рекомендательный характер: не имеющие специальной подготовки или необходимого стажа сотрудники могли назначаться на соответствующие должности, если обладали достаточным практическим опытом. Оценивать его разрешалось аттестационным комиссиям самих работодателей.

Не является обязательным и принятый в 2014 году профессиональный стандарт. Хотя и он допускает работу в качестве экскурсоводов и гидов обладателей диплома о среднем профессиональном образовании и рекомендует лишь повышать квалификацию не реже одного раза в три-пять лет.

Вместе с тем ни на федеральном уровне, ни в столицах не определена ответственность для работающих без аккредитации или не имеющих соответствующего образования гидов и экскурсоводов. Большинство музеев, действуя методом грубой силы, просто не пускает «чужаков» или не позволяет им спокойно вести экскурсию.

Подготовленный Министерством культуры РФ законопроект легализует аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков на федеральном уровне. При этом определять требования к таким специалистам и проводить соответствующие процедуры делегируется региональным властям. Одновременно вводятся административные штрафы для  «нелегалов» – до 20 тысяч рублей для граждан и до полумиллиона – для туристических фирм. Чиновники апеллируют к западному опыту: «В большинстве европейских стран существуют строгие правила по работе экскурсоводов и гидов-переводчиков, не позволяющие иностранцам и людям без образования вести за собой туристов, получить разрешение на работу можно только при условии прохождения аттестации. Система выдачи документов аттестации контролируется государственными органами и профессиональными ассоциациями», – отмечается в пояснительной записке к представленному 16 сентября законопроекту.

Небылицы, небылицы переходят все границы

Сами участники рынка и представители музеев убеждены, что вопрос не только в знаниях: аккредитация позволяет контролировать качество работы гидов. И в Москве, и в Санкт-Петербурге специалист может лишиться аккредитации в случае получения обоснованных жалоб потребителей, туристических фирм или от музеев, в том числе из-за нарушения правил поведения, угрожающих сохранности фондов. Причем на время рассмотрения петиции экспертным советом деятельность пока еще не уличенного в проступках экскурсовода приостанавливается.

В сентябре в Северной столице устроили облаву на «нелегальных гидов». По мнению заместителя директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергея Кондратьева, такие экскурсоводы «искажают историю нашего города, неправильно трактуют те или иные события, а зачастую попросту их не знают и выдумывают разные небылицы». «Это негативно отражается на имидже Санкт-Петербурга. С «нелегалами» необходимо бороться, и очень активно», – убежден Сергей Кондратьев.

По итогам рейда задержали десять нарушителей. Правда, исключительно граждан Китая, которых миграционное подразделение МВД России уличило в незаконной трудовой деятельности. Совершение такого проступка в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге) влечет почти автоматическое выдворение из страны. Однако материалы в отношении большинства подозреваемых суд вернул в полицию, так как представленные протоколы были составлены не уполномоченными на это должностными лицами. А вот 22-летнего Ли Шишо, прибывшего из Поднебесной в Россию по студенческой визе, служители Фемиды оправдали из-за отсутствия состава правонарушения: он заявил суду, что «экскурсий не вел, а помогал другу, сказал пару слов соотечественникам». 

Вопрос контроля за деятельностью гидов обсуждался на состоявшемся год назад заседании президиума Государственного совета России, посвященного развитию туризма. Но по его итогам глава государства принял противоречивые решения: с одной стороны, поручил проработать вопрос аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников для работы на самых популярных туристических маршрутах и объектах, с другой – указал на необходимость упрощения процедуры трудоустройства временных иностранных работников в этой туристической сфере.

Во исполнение второго поручения Министерство труда и социальной защиты РФ предложило отнести гидов-переводчиков, экскурсоводов и организаторов путешествий к категории экспатов – высококвалифицированных специалистов. Это позволило бы им получать разрешения на работу и визы в упрощенном порядке, но при условии оформления  легальной зарплаты в размере не ниже 2 млн рублей в год (АПИ писало о таком проекте – Российские экскурсоводы испугались иностранных экспатов). Но это предложение так и не было реализовано: на завершающем этапе гидов и экскурсоводов исключили из новой редакции списка иностранных профессионалов.

В свою очередь, в Министерстве культуры РФ выступают категорически против «иноземцев»: «Идет планомерный захват отечественного туристического рынка иностранными гидами-переводчиками. Иностранные туристы получают искаженное представление об истории России, так как ее изложение непрофессиональными специалистами превращается в «альтернативную историю России», не имеющую ничего общего с реальной», – убеждены в культурном ведомстве.

Мнение экспертов

Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии

Необходимость системы аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков не подлежит сомнению. Во-первых, это позволяет избежать злоупотреблений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью. Во-вторых – гарантирует хотя бы минимальный уровень достоверности той информации, которую специалисты доносят до туристов и экскурсантов.

Формально наличие аккредитации является обязательным условием для проведения обзорных экскурсий как по городу, так и на объектах показа. Причем ведущие музеи требуют от имеющих такую аккредитацию гидов и экскурсоводов получения еще и внутренней лицензии самого музея. И на практике подавляющее большинство специалистов, сотрудничающих с легальными туристскими компаниями, так и поступает. Иначе потом у компании могут возникнуть проблемы с музеем, и она больше такого гида-переводчика или экскурсовода не наймет на работу.

Однако в действующих петербургских правилах аккредитации не определено наказание за ведение экскурсий без аккредитации. Собственно, этим и пользуются, в том числе, нелегальные гиды.

По нашему мнению экскурсоводами и гидами-переводчиками вправе работать только россияне. Ведь туризм – это прежде всего экономика, на нем должны зарабатывать граждане нашей страны, жители тех регионов, куда туристы приезжают. В большинстве стран мира, насколько мне известно, с такой позицией солидарны.

В отношении же иностранных гидов-нелегалов пока наиболее рациональным решением нам представляется формирование туристической полиции – спецподразделения МВД, которое обладало бы, в том числе, контрольно-надзорными функциями и полномочиями по доказыванию незаконной предпринимательской деятельности. На основании собранных материалов суды могли бы выносить решения о существенных штрафах и депортациях в случае неоднократного нарушения законов. Таким образом, проблема иностранных правонарушителей находится на стыке туристского и миграционного законодательства.

Илларион Васильев, адвокат коллегии «Малик и партнеры»

По закону осуществляющие трудовую деятельность на территории России иностранцы обязаны иметь соответствующее разрешение или патент. Исключения сделаны для журналистов, спортсменов, преподавателей и в ряде иных случаев, но ни гиды, ни экскурсоводы к ним не относятся. Поэтому если, скажем, гражданин Китая въехал в Россию с группой туристов и оказывает ей экскурсионные услуги по договору с китайской турфирмой, он должен получить разрешение на трудовую деятельность в России. В противном случае такой гид может быть привлечен к административной ответственности.

В то же время именно правоохранительные органы обязаны установить работодателя и доказать наличие трудового договора, то есть возмездность деятельности. Сомневаюсь, что это возможно. Хотя в нашей стране принцип презумпции невиновности нередко игнорируется. 

Мария Малахова, аккредитованный гид-переводчик

Аккредитация – это хотя бы минимальная гарантия качества. «Нелегалы» могут забыть сказать туристам о необходимости сдавать рюкзаки и пальто в камеру хранения, про вспышки и прочее. Они не соблюдают установленные маршруты движения групп, что приводит к заторам, давкам, потере времени другими экскурсантами. Когда в Екатерининском дворце свалка из-за очередной вставшей в проходе и закупорившей все группы, хочется ввести уже турполицию. Если я поставлю группу на советской лестнице Эрмитажа, меня лишат музейной лицензии, «нелегал» может делать это безбоязненно.

Поэтому облавы, увы, необходимы. И дело не в бейдже и не в языке, а в соблюдении правил поведения.

Читайте также