«Восток Финского залива» станет ближе

«Восток Финского залива» станет ближе
650
«Восток Финского залива» станет ближе

В Выборге открывается представительство заповедника «Восток Финского залива». О том, какие возможности это даёт выборжцам и гостям нашего города, поговорили с Максимом КУЗНЕЦОВЫМ. Нашим читателям он знаком как командор «Клуба крейсерских яхт Финского залива».

- Максим, как получилось, что вы теперь представляете заповедник, который не так давно создан и о котором пока мало кто слышал?

- С одной стороны, случайно, с другой стороны, достаточно закономерно. Одно из направлений «Клуба крейсерских яхт», который я представляю, - развитие инклюзивного яхтинга для детей с ментальными нарушениями здоровья. Есть несколько школ подобного плана, мы им помогаем. В частности, дети из Лесобиржской школы участвовали в нашей регате «Балтийский ветер». У нас родились некоторые идеи, на реализацию которых требовалось разрешение от заповедника. Я встретился в Петербурге с директором Нижне-Свирского заповедника Романом Холодом, мы нашли полное понимание. В результате пришли к решению открыть представительство «Востока Финского залива» в Выборге.

- Как связаны между собой Нижне-Свирский заповедник и «Восток Финского залива»?

- Одно юридическое лицо, один руководитель. Планы организовать заповедник, объединяющий острова на востоке Финского залива, впервые прозвучали в 1990 году. Но создан он был только в 2017-м. Первоначальное название – «Ингерманландский» – было изменено на нынешнее. В заповедник «Восток Финского залива» входят острова в Выборгском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Очевидно, по причине территориальной близости минприроды новый заповедник юридически приписало к Нижне-Свирскому, хотя у них и своих проблем хватает.

- Каких именно?

- У заповедников всегда много проблем, больших и маленьких. Например, сейчас они заняты тем, что восстанавливают поголовье северного оленя, которого истребили ещё в советские годы. У нас есть схожая проблема. Восток Финского залива - исконная территория проживания кольчатой нерпы. Неизвестно, по какой причине где-то в конце 90-х годов вымерло практически всё поголовье на всех территориях обитания - в Финляндии, в Эстонии, в России. Из трёх тысяч голов осталось сто двадцать. Нужна нам нерпа или не нужна? Наверное, нужна. Кстати, возродить поголовье северного оленя очень тяжело, потому что самовоспроизводство стада начинается с 10 тысяч голов. Это большая проблема, и Нижне-Свирский заповедник этим занимается.

- С оленями понятно, а как восстановить популяцию нерпы?

- Как я понимаю, сегодня единственный способ – не мешать. Учёт поголовья нерпы ведется с самолетов. Есть места в заливе, где нерпа любит полежать на камнях. Мы пытаемся вести подсчет, наблюдая за ней издали с лодок. И ещё у нас есть серый тюлень, он крупный, более «социальный», и его с каждым годом становится все больше и больше.

- Рыбаки жалуются, что тюлени воруют у них рыбу.

- Не все рыбаки правильно ловят эту рыбу, не там, где это можно и не в тех объемах. Так что надо ещё подумать, кто у кого ворует рыбу. Вообще, надо определиться, чего мы хотим в конечном итоге, потому что, если так продолжать, через некоторое время не будет ни рыбы, ни тюленей. Если посмотреть на старые карты, даже 60-х годов, там было обозначено, куда могли приходить финские рыбаки. Это территории между островами Сомерс и Нерва и Нерва – Большой Фискар. Это был традиционный финский промысел, потому что мы тюленей на Финском заливе не били, а они – да. А сегодня промысел на тюленей открыли все прибалтийские страны. Причем, у них даже курсы есть, как правильно охотиться, потому что тюлень хитрый и умеет уходить от охотников под воду. Получается, на нерпу нельзя охотиться, потому что ее мало, а на серого тюленя можно. С такими темпами скоро и его не будет.

- Какие проблемы приходится решать на островах «Востока Финского залива»?

- Как и в любом заповеднике – контроль за соблюдением правил. Нельзя охотиться, рыбачить, разводить костры, собирать грибы, ягоды и лекарственные растения, оставлять мусор. Наш человек – такое существо, которое, выезжая на природу, пытается так загадить всё вокруг себя, что становится тошно. До организации заповедника на острова ездили все, у кого была такая возможность чисто технически, поэтому мусора на островах много, и вывозить его оттуда некому. Когда мы обсуждали эту проблему с Романом Холодом, выяснилось, что никакого водного транспорта - катеров и лодок – у заповедника пока нет. Мы договорились, что окажем им волонтерскую помощь. С этого началось наше сотрудничество, а потом решили открыть представительство в Выборге.

- Что это дает?

- Решать какие-то организационные вопросы и развивать туризм. Острова Финского залива уникальны своей природой и обитателями. Здесь есть редкие растения, животные и птицы. А что касается представителей фауны, они не знают человека и не боятся его. То есть, здесь можно наблюдать за природой в её первозданном виде. Для любителей наблюдения за птицами – бёрдвотчинга – это просто идеальное место. Там много больших птиц - цапель, орланов. Увидеть, как над твоей головой летает десяток цапель дорогого стоит.

- Какие, ближайшие к Выборгу, острова входят в состав заповедника?

- Архипелаг Долгий Камень, финское названиеPitkapaasi. Это историческое место, любимое место отдыха Николая II. Неподалеку от него рейд, на котором стоял государев корабль «Штандарт». На острове Долгий Камень жили люди, там есть каменоломни. На соседнем острове Крутояр, находятся остатки старого деревянного маяка и каменный лабиринт. Это древний мегалитический комплекс, с которым не сравнится Стоунхендж.

- Вы там были, какие ощущения?

- Наверное, академики будут смеяться, но, как сказал один мой знакомый, «ты не поверишь, но это работает». Я тоже думаю, что камни в «странных» позициях сами по себе вряд ли устанавливались. Никто не знает, зачем это было сделано, это другая культура, другие времена, прикоснуться к этому – большая удача.

- По лабиринту можно пройти?

- Да. Произойдет ли после этого трансформация личности, случится ли что-то неожиданное, не знаю. Лабиринт описан финнами первый раз, если не ошибаюсь в 1905 году. Таких лабиринтов было пять, сейчас осталось два. Думаю, пропавшие три никуда не делись, просто заросли травой.

- Если мы говорим о посещении островов Востока Финского залива, в какой форме они возможны?

- Во-первых это очень короткий период для посещения. На островах заповедника запрещено появление людей в период гнездования птиц. Зимой здесь особенно делать нечего, поэтому остаётся период с конца июля по сентябрь. Но в пожароопасный период выход на острова также бывает закрыт, потому что огонь может вспыхнут даже от линзы в брошенной на землю бутылке.

Кроме того, надо понимать, что мы говорим не о массовом туризме. Это всё-таки специализированный туризм для людей, главная цель – наблюдать за природой. Регулярного транспортного сообщения с островами нет. На первом этапе «Клуб крейсерских яхт» может предоставить четыре яхты со спальными местами на тот случай, если туристы захотят переночевать на острове. Скорее всего так и произойдет, потому что идти 6-7 часов на Долгий Камень, чтобы вернуться оттуда в тот же день, просто бессмысленно. В планах на эту навигацию поставить на некоторых островах глэмпинги и наблюдательные вышки для любителей бёрдвочинга.

- Чтобы попасть на эти острова, нужно получить разрешение от пограничников. Но, я понимаю, есть и нарушители.

- Были и, к сожалению, есть. Следить за порядком на островах и штрафовать нарушителей будут инспекторы. Штрафные меры очень серьёзные. Но проблема в том, что долгие годы здесь не было никаких инспекторов. Кто угодно мог сюда прийти и делать что угодно, например, дачники из Кировской бухты, которая примыкает к заповеднику. Такое уже случалось. Наша задача, в том числе, информировать людей о том, что представляют собой острова заповедника «Восток Финского залива», как туда попасть, что там можно делать и что нельзя.

Мы организуем посещение порядка 30 островов Финского залива, в том числе и вне заповедника. До сих пор помню свои эмоции, когда вокруг меня плавало до 30 тюленей. Не нужно ехать за тридевять земель, чтобы поймать незабываемые впечатления.

Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Читайте также