В Каменногорском центре образования детей учат простым и важным вещам

В Каменногорском центре образования детей учат простым и важным вещам
2565
В дошкольном подразделении Каменногорского центра образования каждое лето идут работы, постоянно что-то усовершенствуется

В последнее время в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «энергосбережение» и «повышение энергоэффективности». По сути они призывают всех нас не только экономить собственные средства благодаря внедрению в повседневную жизнь энергосберегающих устройств и технологий, но и сохранять природные ресурсы и заботиться об экологии.

Что касается рядового гражданина, то он может заменить, например, все электрические лампочки в своём жилище на энергосберегающие, следить за экономным расходованием электроэнергии, тепла и воды. Вот, пожалуй, и всё.

На объектах промышленности, сельскохозяйственных предприятиях и у других крупных потребителей энергоресурсов снижение энергоёмкости экономики и повышение её энергоэффективности более заметно благодаря масштабам потребления.

Начнем с детского сада

А что могут сделать в рамках этой концепции учреждения социальной инфраструктуры, например, школы, детские сады? С таким вопросом мы обратились к Любови Зыряновой, директору Каменногорского центра образования, в состав которого помимо школы входят отделения дошкольного и дополнительного образования.

Оказалось, экологическое воспитание подрастающего поколения начинается здесь еще в детском саду. К примеру, в «Колокольчике» действует проект «Экологическая тропа», в рамках которого малыши узнают не только о животном и растительном мире родного края, но и том, как можно сберечь и преумножить природное богатство.

Одна капелька воды – это вроде бы мало, но когда собирается много капелек, то получается большой объём. И если мы сбережём его, то получим и большую финансовую экономию. Так на простых жизненных примерах мы даём детям основы экономических и правовых знаний. Любовь Зырянова

Это не мелочи…

В дошкольном отделении Каменногорского центра разработана и реализуется специальная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности. Заведующая дошкольным отделением Нина Агуленкова поясняет, что на начальном этапе в 2017 году специалисты провели энергоаудит – комплексный анализ состояния систем и зданий в целом, после чего была разработана программа необходимых мер до 2021 года.

Здание, расположенное в центре Каменногорска, было построено в 1978 году. Конечно, требовал обновления тепловой контур, системы водо- и теплоснабжения, были очевидны необходимость дооснащения приборами учёта и многие другие меры для того, чтобы программа энергосбережения заработала. В здании дошкольного отделения на улице Гранитной, которое было построено в 1972 году, фронт работ ещё больше: деревянные полы, старые окна, средний износ зданий – 35 %.

По расчётам энергоаудиторов суммарный потенциал энергосбережения, измеряющийся в тоннах условного топлива (т.у.т.) был оценён по теплу – 19.18 т.у.т, что в пересчёте на конкретные энерго- ресурсы равно примерно 30 тоннам каменного угля или 15 тысячам кубометров природного газа, по электроэнергии – 6,95 т.у.т. – 55 тысячам киловатт-часов.

В перечне предписанных мер не только установка счётчиков, оснащение батарей терморегуляторами, установка тепловых экранов между стенами и батареями, утепление окон и дверей, замена ламп и светильников, но и такая, казалось бы, неочевидная мера, как установка на краны аэраторов – специальных насадок в виде тонкой сетки. Оказывается, когда струя воды насыщена с помощью аэратора воздухом, напор кажется более сильным. Следовательно, мы не открываем кран на полную мощность.

Уходя, гасите свет

– Мы заменили в зданиях все лампы освещения на энергосберегающие, заменили окна, установили приборы учёта электроэнергии, холодной и горячей воды. К сожалению, ещё не везде оборудованы тепловые узлы с погодозависимым оборудованием. Такой теплоузел есть только в здании основной школы. Он действует по следующему принципу: если на улице тепло, то и батареи работают не в полную силу. Следовательно, мы потратим меньше средств за оплату отопления. С этого прибора информация о потреблённой тепловой энергии в режиме онлайн передаётся в управляющую компанию – это позволяет производить начисление платы автоматически.

Мы подали заявки на установку таких узлов и в других зданиях нашего центра образования. Но чтобы применить эти новшества, должна исправно функционировать система отопления, подлежат замене окна, чтобы тепло не уходило на улицу. В противном случае погодозависимое оборудование снизит подачу тепла и его просто выдует, – рассуждает Любовь Зырянова.

Директор подчёркивает, что в кирпичном здании начальной школы (1973 года постройки) после полных замены окон зимой стало заметно теплее – на 5-7 градусов. Учитывая, что в каждом классе, где учатся малыши, по три окна с большой площадью остекления, замена дала значимый результат.

– Стало удобно проветривать во время урока рекреации и классы – на переменах. Это всё шаги к тому, чтобы сберегать энергию – тепловую, электрическую. Кстати, наши дети приучены экономить электроэнергию. Например, дежурные следят за тем, чтобы во время урока, когда все ребята находятся в классах, был выключен свет в холлах и рекреациях.

Любовь Зырянова также отмечает выработанную годами у школьников, педагогов и технических работников привычку замечать неисправности кранов и другого оборудования. Все, кто видит, что перестал закрываться кран или не останавливается вода в сливном бачке, обязательно сразу же сообщают об этом дежурному.

– Второй год сэкономленные средства мы направляем на дополнительные ремонтные работы: частями меняем шифер над спортивным залом в здании начальной школы на современные кровельные материалы. В прошлом году сэкономленная и соответственно потраченная сумма составила около миллиона рублей.

Как рачительный хозяин

Как мы видим, на энергосбережение и повышение энергоэффективности требуются время и силы. Но в Каменногорском центре образования уверены, что оно того стоит:

– Нужно идти в ногу со временем и учиться беречь ресурсы благодаря использованию передовых технологий. Но человеческий фактор, фактор воспитания, не менее важен, – уверена Любовь Зырянова. – Если мы научим ребят быть рачительными и бережливыми хозяевами, такими они и будут в жизни. Конечно, наша природа богата ресурсами, но если их неразумно использовать, то они быстро закончатся. А мы обязаны заботиться о том, что оставим будущим поколениям

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также