ДОСТУПНА ЛИ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКУ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ?
В июле Правительство РФ утвердило Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Об этом решении, наверное, не знал инвалид из Красноярска, который три года не мог выйти из дома из-за отсутствия пандуса. И он сам, и все близкие неоднократно обращались к местным чиновникам с просьбой установить в доме пандус. В департаменте городского хозяйства пообещали пандус установить, но только в ходе капитального ремонта, который запланирован на … 2038 год. Инвалид покончил с собой 19 июля нынешнего года…
Для того, чтобы представить себе, как обстоят дела с доступностью городской среды в Выборге, сотрудник общественной организации «Место под солнцем» Станислав ЛЕЗОВ, депутат областного парламента Владимир ЦОЙ и наш корреспондент отправились в рейд. Начать было решено с железнодорожного вокзала.
Железнодорожный вокзал
Дойти до кассы труда не составило, покупаем билеты до ближайшей станции. Причём для инвалида-колясочника и его сопровождающего билеты бесплатные, на оформление их ушло всего минут пять. Проходим через турникеты, и здесь нас встречает первое препятствие: спуститься по крутым ступеням можно только по полозьям и с посторонней помощью. Но сопровождает, например, ребёнка-инвалида чаще всего его мама, физически не самый сильный человек. Проблема ещё и в том, что ширина полозьев может не соответствовать расстоянию между колёсами коляски. В нашем случае Владимир разворачивает коляску Станислава и спиной вперед спускает её вниз. С другой стороны входа в тоннель мы видим подъёмник, как выяснилось позже, неработающий.
Вокзал в Выборге ещё послевоенной постройки, длинный туннель имеет наклон, чувствительный для людей с ограниченной подвижностью. Поскольку Станислав молодой, физически сильный человек, то он достаточно быстро справляется с задачей, и мы оказываемся между двумя крутыми длинными лестницами, которые ведут на перрон. Понимаем, что вокзальная доступность для нас закончилась, когда читаем объявление: «ПО ВОПРОСАМ РАБОТЫ ПОДЪЁМНИКОВ ДЛЯ МГН ОБРАЩАТЬСЯ К ДЕЖУРНОМУ ПОМОЩНИКУ НАЧАЛЬНИКА ВОКЗАЛА ТЕЛ. 96-407». Ни тебе здрасьте, ни до свиданья! Делать, нечего, звоним. Пока ожидаем ответа, Станислав рассказывает:
– С тех пор, как пустили «Ласточку», я часто езжу в Санкт-Петербург. Но воспользоваться подъёмниками не смог ни разу. На вокзале охранники отзывчивые, всегда к ним за помощью обращаюсь. Такой у нас получается аттракцион: сидишь в кресле и думаешь, как бы он не споткнулся… Особенно обидно, что приспособления есть, и на их покупку затрачены немалые деньги. А на сайте пишут, что рабочие подъёмники имеются…
Тем временем к нам подходят инспектор по входному контролю Виктория БИТАЕВА и ведущий инженер Лилия МЕРЗЛЯКОВА. Начальник вокзала в отпуске до 8 августа, а его заместитель на селекторном совещании. Сотрудницы объясняют, что плановый ремонт подъёмников в августе, их будут демонтировать и отправлять на завод-изготовитель (закон о транспортной доступности вступил в силу 01.07.2016!). Объясняют, что обычно их заранее предупреждают по телефону о передвижении инвалида-колясочника, о чём соответствующая запись делается в книге учёта (привет вам, Ильф и Петров!). Затем в передвижении по вокзалу и на перроне инвалиду помогает служба охраны.
Сотрудницы вокзала согласны с тем, что такая сложная система не самый удачный вариант для человека с ограниченными физическими возможностями, но разводят руками: сделать ничего не можем…
Что ж, возвращаемся тем же путём в здание вокзала. Проверим, может быть, лифт на второй этаж работает? Производитель подъемного механизма другой: Россия, Брянск. Настораживает девственно чистый пол лифта и то же объявление, что и у подъёмников туннеля. Сотрудницы пользоваться не советуют:
– Из-за перебоев с электричеством бывает, что лифт некорректно работает… Вчера иностранца поднимали, он еле доехал, как бы и вы не застряли…
Городская поликлиника
Выходим из машины и с риском попасть под другие авто, так как пешеходная зона не обозначена, объезжая ямы на асфальте, добираемся до пандуса. Если у человека на инвалидной коляске или у сопровождающего руки достаточно сильные, то к входной двери добраться можно. В противном случае есть риск сорваться и поехать назад из-за крутого наклона пандуса.
Попав внутрь, с радостью обнаруживаем подъёмник. Увы, никто не знает, как он работает, объявлений с информацией нет, и мы опять поднимаемся по полозьям с помощью Владимира Цоя, толкающего коляску. Решили начать, извините за прозу жизни, с туалета. Увы: в дверь въехали, но в кабинку не попасть: проём слишком узок. Остается порадоваться тому, что лифт в поликлинике достаточно просторен и вход на верхние этажи для инвалидов-колясочников доступен.
Несмотря на то, что рабочее время закончилось, заведующая поликлиникой Людмила РЫБИНА встретила нас возле регистратуры. Она сделала несколько звонков, в результате чего нашёлся брелок для управления недавно поставленным подъёмником, который мы, к своему удовольствию, смогли опробовать. Посоветовали Людмиле Юрьевне вывесить объявление о том, что посетители с малой подвижностью могут воспользоваться подъемником. Что же касается туалетов, то, оказывается, руководство планирует решить эту проблему, во всяком случае, на первом этаже. Вот только на вопрос о сроках, заведующая поликлиникой четкого ответа дать не могла: это компетенция главного врача. Впрочем, Владимир Цой пообещал помочь решить этот вопрос поскорее.
Мы расстались, договорившись о дальнейших действиях. Причём, Станиславу пришлось опять вызывать такси: тротуары в Выборге неприступны для людей с ограниченными двигательными возможностями…
Не стану скрывать, что готовясь к этому рейду, я внимательно изучила законодательную базу. Похоже, не все знают, что в декабре 2014 года президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Закон, помимо всего прочего, утверждает принцип недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и предполагает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. В частности, теперь нельзя застраивать населенные пункты, жилые кварталы и зоны отдыха, производить транспортные средства общего пользования, без приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов.
Закон о доступной среде для инвалидов начал работать с этого года.
О средствах на программу «Доступная среда»
Премьер-министр РФ распределил субсидии на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. «Подписанным распоряжением распределены субсидии в объеме 2,29 млрд. руб., предоставляемые в 2016 году из федерального бюджета бюджетам 81 субъекта Федерации на софинансирование расходов по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения», – отмечается в пояснительной записке к документу.
Несколько ранее министр социальной защиты Забайкальского региона Георгий Рева заявил, что в 2016 году федеральное финансирование программы «Доступная среда» для Забайкальского края сокращено с 56 млн. рублей до 12 млн. рублей:
– Два года мы успешно работаем по программе «Доступная среда». В этом году мы рассчитывали на 56 млн., но буквально на прошлой неделе пришли корректировки, и там обозначена сумма немного больше 12 миллионов. Из краевого бюджета, скорее всего, будет добавлено еще пять. Очевидно, корректировки идут на всех уровнях: рассчитывали на одно, получили другое.
Складывается впечатление, что все всё понимают, готовы исполнять закон, но как обычно, всегда что-то мешает. Причём, не всегда вопрос касается финансирования…
Ольга НАБАТОВА
Ранее по теме:
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЛИФТ ДЛЯ ЖЕНЬКИ ОГНЕВА