ДНЕВНИК ГИМНАЗИИ №11
Как появилось слово “Книга”
Русский язык -бездонен и бесконечен, каждое слово - целая история, тысячи человеческих жизней и копилка удивительных метаморфоз.
Говоря о литературе, было бы неправильно игнорировать ее фундамент - письменность, а точнее, слово “книга”.
“Книге” на данный момент уже более тысячи лет, впервые оно упоминается в Остромировом Евангелии (1056/1057), но тогда слово значило отнюдь не то, что мы понимаем под ним сегодня. В самый первый раз слово “книга” употребляется во множественном числе, что позволяет давать ему широкое толкование - скорее, знание вообще, чем просто предмет. Более привычное нам значение слово приобретёт значительно позже, в 1263 году, употреблённое одним из монастырских писцов.
Немного сложнее дела об стоят с этимологией. Слово “книга” - общеславянское, и было, по одной из версий, образовано на этапе “перекочевывания” народов на восточноевропейскую равнину, когда никакой письменности, а тем более книг, не было и в помине, то есть в так называемом праславянском (дославянском) языковом периоде. Наиболее вероятные версии происхождения праславянского слова kъniga, к появлению которого, как один из вариантов, приложили лапку италийскоязычные венеты (племя, сосуществовавшее с прославянами и перенявшее праславянский язык, но, тем не менее, серьезно на него повлиявшее) - через дунайско-болгарский *küiniv (уйгурский kuin, kuinbitig), китайский küen - “свиток”, или же исконное сложение префиксального *kъn- и корня *ig- < *jug (*ieug-) “соединять, связывать”, то есть, “скреплённые листы”.
По теории “самобытности” слова, этимологически “книга” образуется от глагола “знать”. В ходе развития от “книги” образовались производные, и не просто прилагательные и эпитеты. В славянских языках возникли термины “князь” (русский), “ксендз” (польский), “кнез” (болгарский) и другие, относящиеся к племенным вождям, жречеству и так или иначе связанные со смысловым значением слова “знание”.
Валерия МАМАЕВА, 9б
Ничто не забыто…
В январе в нашей гимназии побывала выпускница Маргарита Попова, которая состоит в поисковом отряде “Шлиссельбург”, занимающемся раскопками в местах сражений Великой Отечественной войны. Маргарита встретилась с учениками 7,9 и 10 классов. Ребят познакомили с результатами поисковых работ на Невском пятачке, где проходили одни из самых ожесточенных боев Ленинградского фронта. Они смогли увидеть вещи и фотографии с места раскопок, а также узнать о том, как сложно устанавливать контакт с родственниками опознанных погибших бойцов, и о дальнейших планах отряда, в числе которых - организация новой интерактивной выставки, посвященной водружению советского знамени на Рейхстаг.
Олег ЧЕРНЯВСКИЙ, 9б
“Охота на василиска”: рекомендую!
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак - горячо любимые мной детские писатели. В их книгах речь идёт об отношениях подростков в школе и дома, об их интересах и развлечениях. “Охота на василиска” в первую очередь посвящена проблемной теме наших дней - спайсам. Что это такое? Почему они так привлекают интерес школьников старших классов? И зачем с ними бороться? Что важнее - уметь самому решать свои проблемы и учиться на своих ошибках или спрятаться за спайсами и притвориться “невинной овечкой”? На все эти важные вопросы вы найдёте ответы в книге.
Талантливые соавторы создали захватывающий сюжет. Главная героиня Ксюша пытается узнать тайну смерти своей лучшей подруги и проводит собственное расследование. Она учится бороться с эмоциями и идти до конца к поставленной цели. “Охоту на василиска” стоит прочитать для того, чтобы понять, к чему может привести совсем крохотный неверный шажок, просто детская шалость, и как круто может измениться жизнь за один день, даже если мы этого не хотим!
Настя ПАРШУТИЧ, 7б
Русский язык -бездонен и бесконечен, каждое слово - целая история, тысячи человеческих жизней и копилка удивительных метаморфоз.
Говоря о литературе, было бы неправильно игнорировать ее фундамент - письменность, а точнее, слово “книга”.
“Книге” на данный момент уже более тысячи лет, впервые оно упоминается в Остромировом Евангелии (1056/1057), но тогда слово значило отнюдь не то, что мы понимаем под ним сегодня. В самый первый раз слово “книга” употребляется во множественном числе, что позволяет давать ему широкое толкование - скорее, знание вообще, чем просто предмет. Более привычное нам значение слово приобретёт значительно позже, в 1263 году, употреблённое одним из монастырских писцов.
Немного сложнее дела об стоят с этимологией. Слово “книга” - общеславянское, и было, по одной из версий, образовано на этапе “перекочевывания” народов на восточноевропейскую равнину, когда никакой письменности, а тем более книг, не было и в помине, то есть в так называемом праславянском (дославянском) языковом периоде. Наиболее вероятные версии происхождения праславянского слова kъniga, к появлению которого, как один из вариантов, приложили лапку италийскоязычные венеты (племя, сосуществовавшее с прославянами и перенявшее праславянский язык, но, тем не менее, серьезно на него повлиявшее) - через дунайско-болгарский *küiniv (уйгурский kuin, kuinbitig), китайский küen - “свиток”, или же исконное сложение префиксального *kъn- и корня *ig- < *jug (*ieug-) “соединять, связывать”, то есть, “скреплённые листы”.
По теории “самобытности” слова, этимологически “книга” образуется от глагола “знать”. В ходе развития от “книги” образовались производные, и не просто прилагательные и эпитеты. В славянских языках возникли термины “князь” (русский), “ксендз” (польский), “кнез” (болгарский) и другие, относящиеся к племенным вождям, жречеству и так или иначе связанные со смысловым значением слова “знание”.
Валерия МАМАЕВА, 9б
Ничто не забыто…
В январе в нашей гимназии побывала выпускница Маргарита Попова, которая состоит в поисковом отряде “Шлиссельбург”, занимающемся раскопками в местах сражений Великой Отечественной войны. Маргарита встретилась с учениками 7,9 и 10 классов. Ребят познакомили с результатами поисковых работ на Невском пятачке, где проходили одни из самых ожесточенных боев Ленинградского фронта. Они смогли увидеть вещи и фотографии с места раскопок, а также узнать о том, как сложно устанавливать контакт с родственниками опознанных погибших бойцов, и о дальнейших планах отряда, в числе которых - организация новой интерактивной выставки, посвященной водружению советского знамени на Рейхстаг.
Олег ЧЕРНЯВСКИЙ, 9б
“Охота на василиска”: рекомендую!
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак - горячо любимые мной детские писатели. В их книгах речь идёт об отношениях подростков в школе и дома, об их интересах и развлечениях. “Охота на василиска” в первую очередь посвящена проблемной теме наших дней - спайсам. Что это такое? Почему они так привлекают интерес школьников старших классов? И зачем с ними бороться? Что важнее - уметь самому решать свои проблемы и учиться на своих ошибках или спрятаться за спайсами и притвориться “невинной овечкой”? На все эти важные вопросы вы найдёте ответы в книге.
Талантливые соавторы создали захватывающий сюжет. Главная героиня Ксюша пытается узнать тайну смерти своей лучшей подруги и проводит собственное расследование. Она учится бороться с эмоциями и идти до конца к поставленной цели. “Охоту на василиска” стоит прочитать для того, чтобы понять, к чему может привести совсем крохотный неверный шажок, просто детская шалость, и как круто может измениться жизнь за один день, даже если мы этого не хотим!
Настя ПАРШУТИЧ, 7б