А ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ГУБЕРНАТОРОМ?

Накануне выборов мы вновь беседуем с профессором кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета Николаем  МЕЖЕВИЧЕМ. 

- Николай Маратович, первый вопрос не очень оригинален: почему надо пойти на выборы?

- Да, вопрос не новый, но, кстати, и не старый. В нашей стране государство заинтересовалось мнением граждан совсем недавно – в 1905 году. Впрочем, это были выборы для избранных, с целым “хвостом” ограничений или цензов. Это сегодня нам кажется что выборы - это процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования. Мой тезка, император Николаем II, объявил о намерении “привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений”. На практике получилось издевательство над волей народа и по форме и по содержанию. Правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и через многоуровневые фильтры - крестьяне. Подчеркну: в 1905 году люди хотели выбирать, но их не пускали! 

После февральской революции был принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон в тот момент опережал, значительно опережал развитие избирательного законодательства в других странах и был воистину революционен для России. Избиратель-ные права были предоставлены женщинам, военнослужащим. Был отменен имущественный ценз, ценз оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам. Однако ситуация в обществе стала неуправляемой, и Россию это уже не спасло. 

К более-менее нормальным выборам удалось вернуться в 1989 году, но и Советский Союз это уже не спасло. Люди проголосовали, но и в этом случае было поздно. 

Главное в том, что выборы - это не “средство оперативного лечения проблем”, а работа на перспективу. 

- Выборы - это право или обязанность? 

- Хороший вопрос. В России это право, но во многих государствах обязанность, выполнение которой так же регулируется государством, как выполнение правил дорожного движения. В России право выбирать и быть избранным закреплено конституционно. Тем не менее, никто не имеет права заставлять избирателя приходить на участок и голосовать. Поэтому иногда складывается такое впечатление, что выборы не нужны.

- Хорошо, мы признаем то, что выборы свободные, но кандидаты-то “не равные”, нетрудно заметить то, что профессиональная карьера выходящих на выборы кандидатов, мягко говоря, различна? 

- Это и есть признак демократичности выборов. Свои кандидатуры предлагают люди с различным профессиональным опытом, кого-то поддерживают политические партии, кого-то общественные организации, но голосовать-то приходят не партии, а избиратели, т.е. мы с вами. Предположим, все кандидаты говорят об экологических проблемах, мы согласны со всеми, но когда их предлагают решить за пять минут и бесплатно, то мы с вами понимаем, что это обман, так не бывает. 

Надо отметить, что кандидаты сосредоточили внимание на региональных проблемах, думаю, что это оправдано. Конечно, на практике в лучшем положении окажутся кандидаты с опытом государственной службы, представляющие, как выглядят проблемы области в кругу задач государства. 

Ранее в программах кандидатов часто проходило “смешение масштабов”: кандидаты всё больше замахивались на решение федеральных проблем. Сейчас это уходит в прошлое. Но это и проблема нас, избирателей, мы не должны требовать от губернатора решения федеральных проблем и задач!

- Но это уже и не требуется?

- Верно. Но есть обратная проблема. У Президента просят решить проблему колодца на окраине, но на выборы не ходят. Именно поэтому не очень логично выглядит ситуация, когда избиратель говорит: на президентские выборы пойду, на губернаторские – нет! 

За школы и детские сады, региональные дороги и экологию должен отвечать, и отвечает по закону губернатор. Увы, наша традиция  - всегда искать решение проблемы у первого лица - неистребима. От того, каких людей мы выбираем, будет зависеть благополучие области, уровень и качество жизни ее людей.

- Получается, что выбранный губернатор может оказаться хорошим человеком, но плохим хозяйственником и политиком. 

- Может! Пробовали! Можно назначить доктора экономических наук или даже академика губернатором или мэром. Не будет больше ученого, и губернатора нормального тоже не получится. Сила и слабость губернатора, в том числе, в налаженных связях в федеральном правительстве. Или их отсутствии. Да, я должен сказать прямо, позиции кандидатов с опытом государственной службы выглядят лучше, предпочтительнее. В кадровой политике России эпоха политических “кенгуру”, прыгающих через три ступеньки, проходит. На посту губернатора нужен профессионал с оптимальной подготовкой и идеальным практическим опытом для работы губернатором именно такой сложной области, как наша. 

Кстати, давайте поменяемся местами. Можно, и я задам вам вопрос? Вы хотите быть губернатором? 

- Нет. 

- И я нет. Мы с вами представляем, какая это ответственность, и какой уровень компетенций должен быть у губернатора, поэтому и занимаемся своим делом. Хороший главный редактор газеты вырастает из рядового журналиста, так? А профессор из студента. А у нас почему-то долгое время считалось, что руководить городом, областью, республикой может любитель, дилетант, если жестче. 

- Ваши пожелания избирателям?

- Конечно, голосовать надо не сердцем, а головой. Прийти на выборы и проголосовать, поддержать того, кто, по нашему мнению, может улучшить нашу жизнь без революций и майданов, на основе спокойной и эффективной работы. Не все в наших руках, но поменяв выборы на грядку с картошкой, мы и завтра никуда за пределы огорода не выйдем. 

Беседовал Николай ПЕТРОВ

Читайте также