Основатель Средневекового города варягов Андрей Николаев погиб как герой и настоящий мужчина

 Основатель Средневекового города варягов Андрей Николаев  погиб как герой и настоящий мужчина
276
Воин живёт вечно!

Печальная весть о гибели на СВО руководителя Историко-культурного центра «Варяжский двор», создателя Средневекового города варягов Сваргаса Андрея Николаева поразила многих, кто его знал. Понятно, что в ходе боевых действий потери неизбежны, но почему-то всегда верилось в то, что с Андреем ничего страшного не случится, и Ярл Харальд, как знали Андрея по Сваргасу, исполнит свой патриотический долг и обязательно вернётся домой, в Выборг. Ведь здесь у него семья, дети, друзья, любимое дело, масса интересных задумок… Увы, приходится мириться с жестокой действительностью.

 Безусловно, «Варяжский двор», Сваргас – дело всей жизни Андрея. Вряд ли будет преувеличением сказать, что без него, скорее всего, ничего бы этого не было.

– Сваргас – это не обычный, стандартный музей, – рассказывает Егор НИКОЛАЕВ, старший сын Андрея. – Ведь многие смотрят красиво снятые голливудские фильмы про викингов, потом приезжают к нам, берут в руки меч, весящий более килограмма, и щит, который тянет на полтора килограмма, и удивляются: на экране всё выглядит так легко и просто, а на самом деле… Многие не знают, что варяги и викинги – совсем не одно и то же. Варяги защищали свои земли и поселения с оружием в руках, берегли мирную жизнь, а для викингов грабежи нередко являлись основным источником дохода. История циклична. Настоящий варяг, ярл Харальд ушёл на сражение ради мирной жизни.

Практически все, кто приезжает в Сваргас, замечают его отличие от обычного музея. Здесь не играют в историю, а живут ею. Потому обращения друг к другу «Ульф» или «Харальд» не кажутся надуманными или тем более смешными. Такое впечатление, что благодаря машине времени ненадолго попадаешь на несколько веков назад, а гостеприимные хозяева радушно предлагают познакомиться с кузницей, посмотреть, как работает старинный ткацкий станок, попробовать свои силы в стрельбе из лука или метании топора, оценить средневековую кухню, а на прощание выковать монету на счастье. Редко кто ограничивается одним визитом в Сваргас. Сюда тянет приехать ещё и ещё…

Егор Николаев в городе варягов с 8 лет. Никто не заставлял его забыть про всё, кроме Сваргаса, просто мальчишке действительно было интересно. И, конечно, пример отца, продвигавшего проект за счёт энтузиазма, энергии, огромного оптимизма, умения принимать смелые, порой рискованные решения, вдохновлял. «Песочница была не для меня», – улыбается Егор. Он признаётся, что однажды, в 2015 году, между ним и отцом состоялся серьёзный разговор о будущем города варягов. К тому времени старший сын Андрея повзрослел, отслужил срочную службу и уже сознательно стал продолжателем дела, которое теперь уже можно назвать семейным.

Тогда недоброжелатели подожгли Сваргас. Это ЧП получило всероссийскую известность, не все отреагировали адекватно, кто-то не скрывал своей радости или ехидства. Андрей Николаев спросил у сына совета: стоит ли продолжать? Решили: стоит. И оказались абсолютно правы.

– Отец являлся стержнем, притягивающим к себе людей. Неслучайно сформировалась команда единомышленников, увлечённая общим делом. Сваргас развивается, мы сотрудничаем с учебными заведениями Выборга и Санкт-Петербурга, ведём исследовательскую работу. В истории города были подъёмы и спуски, сейчас нас хорошо знают. Во время пандемии и после, когда стал затруднителен отдых за границей, число посетителей увеличилось. И даже странно, что раньше на выходные многие ехали в Финляндию. Ведь в России не хуже, особенно, если подтянуть сервис. Мы часто обсуждали с отцом темы развития туризма, – вспоминает Егор.

Андрей Николаев – юрист по образованию. Ещё до Сваргаса, после действительной военной службы, он служил в структуре вневедомственной  охраны, а позже – в УВД Выборгского района, где, ему вменили в обязанности контакты со СМИ. Официально должности пресс-секретаря в управлении не было, но лучший вариант для прессы трудно было представить. Всегда открытый к просьбам, понимающий специфику работы, готовый оказать поддержку при подготовке материалов, даже самых срочных. Сейчас даже не верится, что когда-то подобное было возможно.

Позже Андрей перешёл в отдел борьбы с экономическими преступлениями.

Несколько отзывов о нашем земляке, оставленных на странице Сваргаса.

«Страшная потеря. И навсегда пример настоящего Мужчины, у которого слово не расходилось с делом, который не играл в воина, а был Воином как в мирной жизни, так и на войне. С Ярлом можно было спорить, не соглашаться, но его нельзя было не уважать, и никто не мог не считаться с его мнением».

«Вечная память герою и прекрасному человеку. Андрей и созданный им Сваргас очень много значит для нашей семьи. Это очень горькая утрата. Царствие Небесное. Любим. Скорбим. Сил душевных и физических родным и близким».

«Эта новость подкосила. Андрей Сергеевич – удивительный человек. Много с ним работали по профориентации школьников, по музейной педагогике. Сваргас – отдельная история, и имя Андрея Сергеевича неразрывно с ним. Спасибо, воин, за мирное небо! Царствия небесного. Соболезнования родным близким!!!»

«Человек, Гражданин, Воин».

«Достойнейший человек! Светлая память!»

«Это большое горе. Великий был человек»

«Андрей Сергеевич, настоящий Мужик! За Родину, за чистое небо над нашими головами, за город, за родных, за знакомых и незнакомых отдал свою жизнь. Светлый Человек, с ним всегда было интересно общаться. Соболезную от всего сердца»…

«В мае, помню, когда были в Авдеевке, прилетает сообщение от Егора:

– Отец 300, в госпитале, сможете заехать к нему?

– Что за вопрос! Конечно, заедем! Что нужно, что привезти?

И знаете, что попросил Ярл?

– Тут госпиталь совсем «голый»... Ребятам бы на смену трусы, носки, футболки, щетки зубные, пасты, шампуни, станки... Человек на 60 надо... А мне так, по мелочи»...

– Ему было тогда лет двадцать с небольшим. Страна переходила на цифровую экономику, и Андрей понимал, что за новыми технологиями – будущее, – считает Вадим АВЕРЬЯНОВ, тогда занимавший должность заместителя начальника ОБЭП. – Я бы даже сравнил его с Илоном МАСКОМ. Мы выезжаем на место происшествия, что-то изымаем, я начинаю составлять протокол по старинке, ручкой, а у Андрея уже есть переносной принтер, всё быстренько напечатал – готово! Я бы полтора часа потратил, а у него всё это заняло 20 минут. Он быстро осваивал всё новое, всегда учился, внимательно слушал опытных сотрудников. Умел не только слушать, но и слышать. Позже работал в Федеральной миграционной службе и всегда применял прорывные решения. Сейчас это уже никого не удивляет, а тогда, в начале двухтысячных, казалось едва ли не фантастикой. Андрей очень любил историю, сумел увлечь этой темой практически весь личный состав нашего отдела. Почти все побывали в Сваргасе, стрельнули из лука. Андрей действительно человек-лидер, он мог зажечь своим интересом других людей.     

Любовь к туризму Андрей передал студентам в Выборгском филиале Инжекона, где читал лекции по этому предмету.

– Андрей Сергеевич творчески подходил к преподаванию, – говорит директор Института экономической безопасности Ленинградского государственного университета имени Пушкина в Выборге (бывший Инжекон) Стелла КРАВЧЕНКО. – Его занятия всегда были интересные, оригинальные, он прекрасно знал предмет. Очень активный, открытый, искренний человек, входил в состав Государственной экзаменационной комиссии. Очень жаль, что он уже не с нами. Настоящий мужчина, воин, защитник! Может быть, появится возможность увековечить его память? Это было бы справедливо по отношению к Андрею Николаеву.

– У нас с отцом случались философские разговоры на тему добра и зла, обмана и справедливости. Конечно, бывают в жизни неправильные вещи. Ты живёшь по правилам, а кто-то на них плюёт и делает так, как лучше ему. Отец был не такой. Он всегда бескорыстно помогал людям, и когда пришло известие о его гибели, многие это вспоминали. Там, где он воевал, сложился многонациональный коллектив: русские, якуты, дагестанцы, осетины, буряты…Мужики разного возраста, воспитания, уровня образования. Все уважали отца, говорили, что он для них стал наставником, учителем, –рассказывает Егор Николаев. –Отец уходил на СВО, думая не о том, как бы попасть на тёпленькое, безопасное местечко, подальше от переднего края. В окопы, так в окопы. После нескольких месяцев службы его назначили начальником штаба батальона, но ошибается тот, кто думает, что штабные работники там находятся в безопасности. Отец говорил, что теперь знает, как пули свистят над головой. Там это выражение имеет совсем иное значение, чем в мирной жизни, – вздыхает Егор.

Как известно, фронтовики не любят вспоминать о том, как воевали. Слишком это тяжело. Это относится и к воинам Великой Отечественной войны, и к участникам СВО. Когда Андрей выходил на связь с родными, то предпочитал, чтобы они рассказывали ему, что происходит в Выборге, в Сваргасе. И не сомневался, что вернётся. Память о нём будет долгой и светлой. А человек жив, пока о нём помнят. Андрей Николаев, Ярл Харальд, воин с позывным «Варяг»…  

Сергей КАРСАКОВ

Фото: группа ВК «Средневековый город Сваргас»

Газета приносит искренние соболезнования семье, родным и близким Андрея Николаева.

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также