ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ "ПРАРОДИТЕЛИ" СОВРЕМЕННЫХ МАШИН

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ "ПРАРОДИТЕЛИ" СОВРЕМЕННЫХ МАШИН ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ "ПРАРОДИТЕЛИ" СОВРЕМЕННЫХ МАШИН
"Снегоход — механическое моторизированное транспортное средство, предназначенное для движения по снегу" - читаем в энциклопедии. Изобретателем снегохода считается канадский инженер Ж. А. Бомбардье. Однако в 20-е годы прошлого века в Советском Союзе были известны изобретатели-любители, которые осуществляли свои попытки создать нечто подобное. В Ленинградском Областном Государственном Архиве в Выборге хранятся документы, которые посвящают нас в историю развития отечественных снегоходов, или, лучше сказать, прототипов снегоходных машин.


"ЗИМНИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ"

В октябре 1926 г. ленинградский изобретатель Адольф Андреевич Лимор обратился в Комитет по делам изобретений ВСНХ с просьбой выдать ему свидетельство и патент на изобретение с оригинальным названием "Зимний велосипед». Уникальность конструкции Лимор объяснял тем, что в отличие от обыкновенного велосипеда, этот предназначался для езды в зимний период. Особенностью конструкции были лыжи, которые прикреплялись к двум задним и переднему колёсам, а также наличие мотора, так что, по замыслу Лимора, "предлагаемый велосипед одновременно является и зимним мотоциклом". Известны и другие проекты создания зимних видов транспорта. Изобретатель Константин Иванович Аркадьев в конце 20-х гг. прислал проект своего изобретения "Вело-сани", над которым работал около 10 лет. Предлагаемый им велосипед предназначался "для скорого и лёгкого движения зимой" и состоял из трёх вариантов.
Первый вариант автора назывался "устойчиво-грузовой", он включал в себя две задние лыжи, которые располагались рядом друг с другом на расстоянии, достаточно устойчивом при езде по незначительным косогорам и на крутых поворотах. Передняя "рулевая" лыжа "выдвинута вперёд и оставляет при движении за собою след, облегчающий работу заднего колеса, расположенного между основными лыжами".
Второй вариант - "курьерский" - отличался от первого тем, что основные лыжи располагались рядом с незначительным промежутком для ведущего колеса. Эта конструкция позволяла осуществлять повороты на полном ходу по более крутым косогорам. При повороте одна лыжа оставалась на весу.
Третий, "гоночный" вариант, представлял собой конструкцию, включавшую одну основную лыжу, одну рулевую и одно ведущее колесо, расположенные "гуськом" на одной прямой линии. По мнению изобретателя, такой вариант позволял ездить быстрее.
К сожалению, изобретение Аркадьева было отклонено "за неимением практического применения и промышленной цели».
Можно выделить и другие подобные конструкции, так, например, "Мото-сани" И.Ф. Пуржелиса, снабжённые в дополнение тросом (лебёдкой), "Полярные самодвижущиеся сани" В.В. Андреева, "Лыжный мотоцикл" изобретателя из г. Коломны Н.П. Шапошникова (получил патент на изобретение) и другие.


"АВТОМОТОРНЫЙ ВАГОН" И ДРУГИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

31 мая 1926 года двум московским изобретателям Сергею Владимировичу Маркову и Михаилу Павловичу Шереметевскому был выдан патент на изобретение "Автомоторный вагон". Предлагаемое изобретение представляло собой вагон, движущийся по рельсам, но имеющий двигатель внутреннего сгорания, "могущего работать а) при переменном числе оборотов, б) как генератор на зарядку аккумуляторной батареи, в) как мотор от батареи с помощью тока». Это изобретение предполагало минимальный расход топлива при движении. Вот как описывали его конструкцию сами авторы изобретения: "Автомоторный вагон оборудован электро-механической установкой из: 1) двигателя внутреннего сгорания, допускающего вращение как в одну, так и в другую сторону; 2) шунтового динамо-мотора, могущего работать при переменном числе оборотов". Аккумулированная батарея служила дополнительным источником энергии, независимым от двигателя и "могущим самостоятельно пополнять недостаток его мощности в периоды тяжёлой работы – при взятии с места или при следовании на подъём. При наличии дополнительного источника энергии двигатель может быть выбран меньшей мощности». Иными словами, это позволяло экономить энергию при движении поезда под уклон, а также при остановке вагона.
Не менее интересную конструкцию представляет собой изобретение московского инженера Сергея Сергеевича Неждановского, также получившего патент годом ранее. Его "Автомобиль-сани" были предназначены для езды по снегу. "Сани снабжены цепями, закладываемые передними колёсами в снег так глубоко, что полозья, следующие за передними колёсами, не касаются цепей, а скользят по снегу, оставшимся нетронутым редкими звеньями цепей. Полозья, на которые опираются сани, лежат на снегу и не касаются цепей. Для езды по целине полозья могут быть твёрдо соединены со станком и оставаться всегда параллельными, но для езды по ухабистой зимней дороге нужно дать возможность полозьям вращаться, чтобы они и колёса прилегали к дороге". По мнению автора изобретения, аппарат предназначался для более улучшенного движения в зимнее время, чем на обычном автомобиле.


ПИСЬМО ИЗ АМЕРИКИ

В феврале 1924 года в Ленинградский Комитет по делам Изобретений пришло письмо из Америки. "Я, нижеподписавшийся, Френсис Альберт Клейн, проживающий в г. Ксении, штат Огайо, США, сим доверяю господину Ю. Блау, в Ленинграде, ходатайствовать перед правительством РСФСР о выдаче мне и на моё имя заявочного и авторского свидетельства или патента на усовершенствования в автомобиле-санях". Американец на протяжении нескольких лет вёл переписку с ленинградским изобретателем Юлием Эдуардовичем Блау, который также предлагал свой проект автоматических саней. Клейн и русский изобретатель разработали систему, позволяющую совершать поездки на автомобиле зимой. Суть изобретения заключалась в том, что к осям колёс обычного автомобиля прикреплялись полозья. Вот его описание: "Предлагаемое изобретение имеет целью облегчить движение автомобиля по поверхностям, которые покрыты снегом и льдом. Для этого повозка снабжается системой полозьев". Таким образом, при движении автомобиля можно было переключать механизм с колёс на полозья. Автомобиль-сани, также как и другие подобные изобретения, был удостоен патента.
До появления снегохода оставалось несколько десятилетий. В 1935 появляется снегоход с лыжами, установленными спереди, цепной звездочкой и гусеничной системой сзади. Такая конструкция имела преимущественно применение на лесозаготовках. В 1950-х появился снегоход с легкими шасси, рассчитанный на одного или двух человек. Но, надо отдать должное изобретателям - предшественникам появления такого рода машин.
Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев