Снимки Трофима Худова из собрания Монрепо

Фото Т. Худова. Пристань с видом на остров Палатки.
2636
© ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Трофим Николаевич Худов (1880-1950) – один из тех немногих фотографов, которые работали в разные годы в парке Монрепо. Его имя на протяжении тринадцати лет было тесно связано с парком. Но сначала, когда Т. Худову исполнилось 24 года, он отправился со своими друзьями в Финляндию. Эта поездка полностью изменила его жизнь...

В 1904 г. он переезжает в Иматру и устраивается в ресторан санатория «Рауха» на должность метрдотеля. Место находилось в окружении соснового леса и славилось не только чистейшим воздухом, но и своими лечебными хвойными ваннами, которыми восхищались аристократы. Санаторий пользовался большой популярностью, среди отдыхающих были известные литераторы, философы, поэты и другие знаменитости.

На снимке Т. Худова. Его сын Михаил (справа) и посетитель парка, 1936 г.

На снимке Т. Худова. Его сын Михаил (справа) и один из посетителей парка. 1936 г. © ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Знание нескольких языков и общение с творческой интеллигенцией поможет Худову в дальнейшем обрести вдохновение, которое станет для него главным в жизни.
Судьбоносной была и встреча Худова с его будущей женой. Альбертина Ясевич-Врублевская (латышско-польского происхождения) возвращалась от родственников из Санкт-Петербурга домой в Ригу. По пути она остановилась в санатории для отдыха, где и произошло ее знакомство с Трофимом Худовым.

Персонал в «Раухе» состоял в основном из русских эмигрантов, это и повлияло на ряд последующих событий. В 1924 г. санаторий был сожжен, и Трофим Худов принял решение вернуться с женой и сыном Михаилом в Выборг. Они поселились сначала на окраине Сорвали, затем переехали в центральную часть острова.

Остров Сорвали в то время находился во владении потомков баронов Николаи. Они проявляли заботу о жителях острова, там был открыт благотворительный духовно-общественный центр «Тоуколла». В центре встречались верующие и неверующие жители, они участвовали в различных кружках, нуждающимся оказывалась благотворительная помощь. Всего было открыто два духовно-общественных центра под патронажем семьи Николаи.

Волею судьбы дальнейший жизненный путь Т.Н. Худова оказался связан с фотографическим творчеством, а именно фотосъемкой. Его увлечение и интерес к Монрепо были оценены, и по приглашению баронессы Николаи (сестры Павла Николаевича, последнего барона по мужской линии рода Николаи) Трофим Худов становится фотографом в парке Монрепо.

Фотоаппарат Т. Худова фирмы C.P. Goerz

Фотоаппарат Т. Худова фирмы C.P. Goerz © ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

В течение тех лет, которые он отработал в имении, им были запечатлены все главные объекты парка, но сохранились всего три пейзажных фотоснимка Монрепо: «Вид Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля», «Пристань с видом на остров Палатки», «Вид с пристани острова Палатки на Главный Усадебный комплекс». Трофиму Худову удалось создать свой образ, свой стиль в фотосъемке объектов.

В 1926 г. в семье фотографа родилась дочь Ирина, в будущем известная балерина и гордость родителей.

В 2003 г. Ирина Худова лично передала в дар музею Монрепо фотографии и фотокамеру её отца Трофима Николаевича. Именно этой камерой Т. Н. Худов фиксировал парковые объекты, семью баронов Николаи, фотографировал свою семью, друзей, а также местных жителей и гостей парка.
В настоящее время фотоаппарат немецкой фирмы C.P. Goerz и фотографии находятся в музейном собрании ГИАПМЗ «Парк Монрепо».

Обложка книги

Обложка книги "Irina Huduva" 2002 г. © ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Подготовил Андрей САЛМАНОВ, мл. научный сотрудник ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

При написании статьи использована книга Irina Hudova. Maailmalla tanssien. Toimittanut Leena Jarsta. Helsinki: WSOY, 2002.

Читайте также