НО ЗАЧЕМ ЖЕ ОРГАНЫ ЛОМАТЬ?
Не первый год в дни кинофестиваля в соборе Петра и Павла проходят органные концерты, которые организует вдова Микаэла Таривердиева. Музыку этого композитора знают и любят многие, в т.ч. и автор этих строк, но из песни, как говорится, слова не выкинешь, поэтому приходится рассказывать эту не совсем красивую историю.
Кантор собора св. Петра и Павла Дарья ШКУРЛЯТЬЕВА, отвечающая за его музыкальную деятельность, обратилась к нам с возмущенным письмом, в котором говорится о том, что Вера Таривердиева и органистка Лада Лабзина фактически привели в негодность соборный орган (в письме говорится, что московские гостьи чуть ли по клавишам локтями не били).
«Пару недель назад мы с нашим опытнейшим органным мастером, хранителем выборгского органа Анатолием Погодиным потратили около суток, ювелирно отлаживая первый мануал. Сейчас такое ощущение, что над инструментом надругались. Что творится внутри органного шкафа – об этом лучше умолчу… Орган в нашем соборе всё лето находился на профилактике, но административный ресурс Веры Таривердиевой и желание Лады Лабзиной исполнить в действующем храме песню из кинофильма «Кабаре» в органной транскрипции возобладали... По словам сторожа, во время репетиции в среду 9 августа орган перестал играть. Чтобы его починить, «стали бить локтями по клавиатуре»….
Я всегда считала Веру Таривердиеву интеллигентным человеком и хорошим музыковедом. Кстати, моя первая аватарка в liveinternet, где я с виолой да гамба, была сделана перед концертом памяти М. Таривердиева в Москве в концертном зале им. Чайковского – наш ансамбль старинной музыки исполнял тогда «Песню о сказке»…
На чьи деньги теперь будем чинить орган – решать Приходскому совету.
А вот что говорит органный мастер Анатолий ПОГОДИН:
– Во второй половине июля в рамках профилактического ремонта выборгского органа (Финляндия, oyKangasala, opus 713/1963) была произведена регулировка высоты и хода клавиш. Сейчас регулировка сбита, шайбы съехали по резьбе. Вся проделанная работа пошла насмарку. Орган звучит, но для его отладки и приведения в надлежащее концертное состояние понадобится довольно длительное время. Регулировка мануалов – кропотливая, ювелирная работа. Одна из причин поломки в том, что исполнявшийся 10 августа репертуар совершенно не соответствовал ни типу органа, ни его диспозиции и размерам.
Справедливости ради надо сказать, что настоятель вынужден был дать разрешение на этот концерт: вдова композитора Вера Таривердиева настойчиво этого добивалась, звонила епископу… К слову: в советское время в соборе был кинотеатр. В органном балконе матросы тогда прорубили дырку и сделали кинобудку. Память об этом ещё жива. Но теперь-то совсем другое время, в концертной политике прихода зафиксировано, что музыку, связанную с развлекательной индустрией, там исполнять нельзя. У нас действующий собор (в отличие от Калининградского, директором которого является г-жа Таривердиева).
Не выдержав напора организаторов кинофестиваля, епископ и настоятель сочли за лучшее концерт все же разрешить. Согласитесь, грустная история…
Полина БЕЛЯЕВСКАЯ