Смена профессии при выгорании: экспертное мнение психолога
Может ли кардинальная смена профессиональной деятельности – например, переход из сферы цифрового анализа в сельское хозяйство, помочь сотруднику, столкнувшемуся с выгоранием? На этот вопрос отвечает Вера Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета.
По словам эксперта, когда в медицинский и психологический оборот вошло понятие «эмоциональное выгорание», оно изначально описывало дисфункциональное состояние, возникающее в профессиональной деятельности в системе «человек – человек». Затем значение термина расширилось на все виды деятельности, что, по сути, привело к потере его специфического содержания. Изначально природа этого состояния была связана именно с эмоциогенностью отношений, конфликтностью и насыщенностью взаимодействий в рамках «человек – человек».
В связи с этим, мы часто в повседневной жизни используем этот термин для обозначения любых состояний, похожих на утомление или потерю интереса. Ответ на вопрос, станет ли радикальная смена условий профессиональной деятельности профилактикой эмоционального выгорания, неоднозначен. Если речь действительно идёт о профилактике выгорания в его классическом понимании, то в целом – почему бы и нет. Однако если человек испытывает переживания, связанные с потерей смысла или интереса к профессиональной деятельности, но при этом не утомлён и не перенасыщен ею, то, скорее всего, это другое состояние.
В этом контексте человеку крайне важно чётко понимать: куда, зачем и от чего он уходит. Если на эти вопросы есть конкретные и ясные ответы, то смена деятельности может быть оправданна. Это может быть переход «из цифры в природу», «из природы в цифру» или любые иные траектории, в которых человек хочет себя попробовать. Но принципиально сам по себе побег из условий текущей деятельности не имеет прямого отношения к истинной профилактике выгорания.
До принятия решения об уходе, необходимо ответить на вопрос: что именно «повреждено»? Это может быть мотивация, умственная работоспособность или что-то совершенно конкретное. Человек должен осознавать, что эти проявления дисфункциональности он исключает в условиях той деятельности, в которую планирует перейти. Переход не должен быть просто бегством.
Безусловно, такие сферы, как сельское хозяйство или в целом сектор «природа», обладают гораздо меньшим количеством вредоносных влияний по сравнению с системами, перенасыщенными информацией, например, в формате «человек – цифра» или «человек – человек». Однако если изначально данные условия профессиональной деятельности категорически не принимались человеком, то вопрос, почувствует ли он себя в них комфортно, уже будучи истощёнными утомлённым, остаётся открытым.
