ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЙСКАЯ БАШНЯ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЙСКАЯ БАШНЯ
4288
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЙСКАЯ БАШНЯ

Когда мы говорим о башнях Выборгского замка, то  у нас обычно перед глазами возникает образ башни Святого Олафа. Среди замковых построек сохранились и другие, заслуживающие пристального внимания. В этой статье мы расскажем об одной из самых красивых и необычных башен Выборгского замка – Райской.

На южном углу главного корпуса замка возвышается круглая Райская башня. Высота башни составляет 21 м, а диаметр – почти 7 м. Своим появлением башня обязана влиятельному наместнику Выборгского замка – Эрику Аксельссону Тотту. Властитель замка стремился укрепить оборону восточных земель королевства. В 1470 – гг. Эрик Аксельссон Тотт взялся за укрепление Выборгского замка, а также организовал строительство городской стены вокруг города. Одновременно с этим он заложил замок Улофсборг (Олавинлинна) прямо на шведско-русской границе. Для реализации столь масштабного строительства требовались опытные каменщики. Поэтому выборгский наместник пригласил шестнадцать каменщиков из города Ревель (Таллинн). В то время именно у этого ганзейского города была самая мощная городская стена в Северной Европе.

Читатель может задать резонный вопрос: неужели десяток каменщиков мог одновременно строить замок Улофсборг и выборгскую городскую стену? Дело в том, что в средние века не существовало привычного для нас понятия архитектор. Проектированием и организацией строительства домов, церквей и замков занимались каменщики, исполнявшие роль архитекторов. Средневековые мастера не рисовали чертежей, кроме того секреты строительства передавались из поколения в поколение. Неслучайно в последующую эпоху закрытые цеха каменщиков переродятся в организацию «вольных каменщиков» ‒ легендарных масонов. Возведением же стен, доставкой на стройку камня, извести и леса занимались крестьяне, отрабатывавшие причитающиеся наместнику налоги.

Но вернемся к круглой Райской башне. На самом деле, если посмотреть на башню сверху, то по своим очертаниям она напомнит скорее подкову, чем круг. Ревельские мастера использовали строительный прием, давно опробованный в родном городе. Первые подковообразные башни появились в поясе городской стены Ревеля в первой половине XIV в., т.е. вскоре после основания Выборгского замка. С появлением артиллерии, в начале XV в., каменщики стали возводить подобные башни с толстыми фундаментами, нижние этажи перекрывали сводчатыми потолками, а в стенах устраивали амбразуры для пушек. Верхний ярус башен был увенчан открытой площадкой для установки метательных машин. Можно предположить, что изначально так и выглядела Райская башня Выборгского замка. По такому же принципу были построены «круглые» башни замка Улофсборг и городской стены Выборга. Таким образом, в восточных крепостях Швеции закрепился нехарактерный для Северной Европы стиль ревельской готики. 

Почему же башня так называется? Впервые Райская башня упоминается в 1558 г. в письме Класа Кристерссона Хорна к королю Густаву Васа. В замковом отчете, составленном пять лет спустя, в одном предложении перечислены «Райская башня» и «маленькая круглая башня». Выдающийся исследователь Выборгского замка Альфред Хакман, прекрасно знавший о небрежности средневековых писарей, сделал вывод о том, что это одна и та же башня. Происхождение столь необычного названия башни и по сей день остается загадкой для историков. В шведском языке слово «paradis» (рай) было заимствовано из латыни. Само же слово  имеет более древние корни, оно встречается еще в древнеиранских языках. Первоначальное значение слова «парадиз» ‒ сад, окруженный стеной. В средние века земным воплощением рая считались именно сады, поэтому они встречались практически во всех монастырях. К сожалению, нам почти ничего неизвестно о существовании в замке садов. Возможно, в далекие времена именно под стенами Райской башни был разбит «сад пряностей», упоминаемый в замковых отчетах.

Райская башня также могла получить свое название из-за парадных интерьеров, радовавших глаз хозяев и гостей замка. На втором этаже башни располагалось круглое помещение с низким кирпичным сводом. В средние века приезжий художник мог яркими красками расписать отштукатуренную поверхность свода растительным орнаментом. Из трех больших окон в зал попадал солнечный свет, а во время осады здесь стояли грозные пушки. Этажом выше находилась одна из самых красивых комнат замка. Круглый свод зала поддерживался нервюрами (выступающее ребро готического свода), которые лучами расходились из вершины. В центре свода было укреплено небольшое железное звено, которое удерживало люстру, а днем свет пропускали три окна. В крайней правой оконной нише друг напротив друга находились две каменные плиты с барельефными изображениями гербов Стена Стуре Старшего и Эрика Аксельссона Тотта (схожие барельефы были обнаружены при реставрации  в замке Улофсборг). О таких мельчайших подробностях мы знаем благодаря ревнителям старины, которые исследовали руины замка в конце XIX в. В ходе реконструкции Выборгского замка 1891‒1894 гг. был перестроен четвертый ярус башни, готические своды разобрали, а барельефы с гербами наместников бесследно исчезли. Именно тогда Райская башня получила современный купол, повторяющий очертания кровли башни Святого Олафа. 

В конце XX в. башня стала разрушаться буквально на глазах. Проведенные в 1991 г. геофизические исследования кооператива «Старт» показали, что фундамент Райской башни стоит прямо на краю скального обрыва. Из-за совокупности внешних воздействий (взрывные работы на гранитном карьере и при углублении фарватера залива, а также интенсивное автомобильное движение по Крепостному мосту) башня медленно «сползала» с уступа. Чтобы башня смогла простоять зиму, реставраторы стянули ее стены металлическими тросами и буквально привязали к главному корпусу замка. Весной следующего года реставраторы спустились туда, куда столетия не ступала нога человека. При расчистке подвального этажа от строительного мусора были обнаружены кирпичи утраченных сводов. Для укрепления фундамента реставраторы решили вокруг основания башни залить бетонный пояс, скрепив его с гранитной скалой. Но финансирование закончилось на последнем и самом важном этапе спасения исторического памятника. В сложнейшей экономической ситуации коллектив Выборгского краеведческого музея организовал марафон по сбору средств на спасение Райской башни. Сотрудники музея посетили множество учреждений и предприятий Выборгского района, читая лекции об истории края и фондовой коллекции замка. В течение месяца была собрана значительная сумма денег, и работы по укреплению башни были вовремя окончены.

Реставраторы продолжили работать над восстановлением первоначального облика Райской башни. В ходе исследования внутренней стороны стен удалось обнаружить следы разрушенных сводов. Архитектор Игорь Васильевич Качерин предложил соорудить люк в полу второго яруса башни, чтобы можно было по лестнице попасть в расчищенное подвальное помещение, а для потолка спроектировал конструкцию из металлической решетки, имитирующую свод. Иллюзию должна была усилить окраска потолка в цвет кирпича и светло-желтый цвет решетки. Однако этот проект остался лишь на бумаге. Будем надеяться, что свой первозданный облик Райская башня приобретет в ходе грядущей реставрации.

Алексей Мельнов, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника

Читайте также