ВЫБОРГСКИЙ ТРАМВАЙ: КАК ЭТО БУДЕТ?
В нашем городе может появиться ещё один символ исторического прошлого. Речь идёт о выборгском трамвае, столетие которого исполнилось полтора года назад.
"Всегда спешащие горожане не представляли себя без чинного и безупречного помощника и близких и дальних поездок по городу. Можно было дождаться трамвай на остановке, а некоторые пассажиры-храбрецы где-нибудь на повороте, когда он сбавлял ход, могли вскочить или, наоборот, соскочить с него. А иногда прохожие наблюдали и такую картину, когда пассажиры, помогая переполненному вагону, дружно подталкивали его на крутой Крепостной улице. Особенно любили трамвай дети, так как именно они чаще всего им пользовались, при этом пытаясь проехать бесплатно…" /Г.И. Большакова. "Встреча с выборгским трамваем (1912-1957 гг.)/
Как известно, этот популярный вид общественного транспорта появился в Выборге после открытия трамвайного движения в Хельсинки и Турку. Официальной датой считается 28 сентября 1912 г., когда первые вагоны стали курсировать по маршруту Папула - Абоский мост. За первой линией движения последовали вторая и третья. А в 1937 году начал действовать объединённый "круговой" маршрут, который соединил все районы города. Несколько раз эксплуатация трамвайного движения останавливалась (свои коррективы внесла Вторая Мировая война), но впос-ледствии возобновлялась. Однако в феврале 1957 года городские власти приняли решение закрыть этот вид транспорта как маломощный, технически отсталый и убыточный. И с 1 апреля трамваи исчезли с выборгских улиц…
Идея возвращения столь любимого некогда горожанами вагончика возникла в 2010 году. Рассказывает глава Выборгского района Геннадий ОРЛОВ:
- Когда мы готовились к юбилею Дня Победы, то заказали в зеленоградском архиве Госфильмофонда всю кинохронику, связанную с Выборгом. И вот тогда на кадрах, в том числе и послевоенных, мы увидели трамвайчик. Он шёл по Крепостной улице, поворачивал от моста, бежал дальше… Эти кадры просто заворожили! Возникло желание возвратить Выборгу один из его атрибутов, который может стать интересной городской достопримечательностью.
Мы пытались выяснить, существуют ли на территории бывшего Советского Союза исторические памятники, связанные с трамваем. Удалось обнаружить лишь один объект в Харькове, и то потому, что там в своё время действовал трамвайный завод. Сейчас на одной из харьковских улиц установлен трамвайный вагон из числа ходивших по городу в 50-60-е годы. Мы нашли также сайт общества любителей трамваев в Финляндии; они предоставили нам чертёж первого вагона, с которого в 1912 году началось трамвайное движение в Выборге.
- Неужели оно возобновится?!
- Нет, речь, конечно же, о другом. Мы рассматриваем возможность восстановления аутентичного вагона по примеру трамваев, ходивших по городу в прошлом веке. Это будет ещё один символ города - Старый выборгский трамвай, его установят как стационарный объект.
- Будет ли этот вагон открытым для экскурсий, для детей, можно ли будет войти внутрь?
- Пока ничего конкретного сказать нельзя. Дело в финансовых возможностях. Понятно, что если сумма составит десять и более миллионов, то целесообразней потратить эти деньги на ремонт кровель и благоустройство городских территорий. У нас состоялся предварительный разговор с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Александром Соловьёвым - могут ли сотрудники предприятия взяться за такую работу? Ответ прозвучал в позитивном ключе: такая возможность есть, поскольку завод имеет огромный опыт металлообработки. Чертёж трамвая уже доставлен корабелам - специалисты просчитают стоимость проекта, и мы получим возможность для более предметного разговора. Если размер вложений будет приемлемым для муниципальной казны, то мы будем строить памятный вагон в партнёрстве с ВСЗ. А может быть, и меценаты объявятся.
- А что представляет собой чертёж, присланный из Финляндии?
- Сам чертёж включает в себя вид в трёх проекциях, вид вагона изнутри, основные габаритные размеры вагона, а также ширину колеи между колёсами и расстояние между осями колёс. Если старинные колёса соответствуют по размеру современным или хотя бы периода Великой Отечественной войны, то всё решаемо. Можно связаться с трамвайными парками Петербурга; они наверняка смогут подсказать нам, где можно изготовить аутентичные колёса по нашим чертежам.
Сегодня мы говорим о некоем туристическом символе нашего города. О том, как именно он впишется в современный Выборг, - я считаю, нужно подумать вместе. Вариантов решения много. Например, можно рядом с вагоном поставить скульптуру вагоновожатого, к которому могли бы подходить туристы, опускать в его сумку деньги "на счастье" или "чтоб вернуться в Выборг снова". Эти средства могли бы идти на содержание трамвайчика, на благоустройство города.
Возвращаясь к возможности проходить внутрь вагона. Если, к примеру, в нём разместить сувенирную лавку или историческое миниатюрное кафе, или же открывать его в определённые часы для посетителей, то это исключит возможность вандализма.
Нужно искать золотую середину! Сегодня есть идея о восстановлении трамвайного вагона, который курсировал по городским улицам сто лет назад. В Выборге может появиться ещё один туристический объект, куда бы могли приходить гости города, чтобы, например, пожать руку вагоновожатого и загадать желание. Подобные памятники существуют во многих странах и пользуются большой популярностью.
С нашей точки зрения, проект очень интересен. Мы предлагаем сохранять историческую память не только посредством Выборгского замка, Часовой башни, библиотеки Алвара Аалто, но и теми деталями, которые придают городу неповторимый колорит. В этой связи хотелось бы знать мнения горожан, в частности, уважаемых краеведов: как, с их точки зрения, впишется в современный облик Выборга "привет из прошлого"? Мы приглашаем к этому разговору всех горожан.
- В ряде стран для привлечения туристов и пополнения городской казны используются ретро-автомобили и другие "винтажные" виды транспорта - например, в Таллинне, Лаппеенранте. На Кубе таких авто порядка 250 тысяч, они востребованы и окупаются. Кстати, лаппеенрантский паровозик на колёсах, побывавший у нас в Дни Финляндии, сразу полюбился и взрослым, и ребятишкам. Для Выборга, конечно, это пока только мечта, но всё-таки…
- Как знать, может, когда-нибудь у нас появится возможность "второй очереди" нынешнего проекта. И Выборгский трамвай станет передвижным символом, который будет курсировать по наиболее значимым улицам старой и центральной части Выборга. Тогда, в частности, можно будет обратиться к опыту городов, уже реализовавших такие проекты и владеющих практическим опытом. Но это - взгляд в будущее, которое связано с реконструкцией исторической части Выборга.
"Всегда спешащие горожане не представляли себя без чинного и безупречного помощника и близких и дальних поездок по городу. Можно было дождаться трамвай на остановке, а некоторые пассажиры-храбрецы где-нибудь на повороте, когда он сбавлял ход, могли вскочить или, наоборот, соскочить с него. А иногда прохожие наблюдали и такую картину, когда пассажиры, помогая переполненному вагону, дружно подталкивали его на крутой Крепостной улице. Особенно любили трамвай дети, так как именно они чаще всего им пользовались, при этом пытаясь проехать бесплатно…" /Г.И. Большакова. "Встреча с выборгским трамваем (1912-1957 гг.)/
Как известно, этот популярный вид общественного транспорта появился в Выборге после открытия трамвайного движения в Хельсинки и Турку. Официальной датой считается 28 сентября 1912 г., когда первые вагоны стали курсировать по маршруту Папула - Абоский мост. За первой линией движения последовали вторая и третья. А в 1937 году начал действовать объединённый "круговой" маршрут, который соединил все районы города. Несколько раз эксплуатация трамвайного движения останавливалась (свои коррективы внесла Вторая Мировая война), но впос-ледствии возобновлялась. Однако в феврале 1957 года городские власти приняли решение закрыть этот вид транспорта как маломощный, технически отсталый и убыточный. И с 1 апреля трамваи исчезли с выборгских улиц…
Идея возвращения столь любимого некогда горожанами вагончика возникла в 2010 году. Рассказывает глава Выборгского района Геннадий ОРЛОВ:
- Когда мы готовились к юбилею Дня Победы, то заказали в зеленоградском архиве Госфильмофонда всю кинохронику, связанную с Выборгом. И вот тогда на кадрах, в том числе и послевоенных, мы увидели трамвайчик. Он шёл по Крепостной улице, поворачивал от моста, бежал дальше… Эти кадры просто заворожили! Возникло желание возвратить Выборгу один из его атрибутов, который может стать интересной городской достопримечательностью.
Мы пытались выяснить, существуют ли на территории бывшего Советского Союза исторические памятники, связанные с трамваем. Удалось обнаружить лишь один объект в Харькове, и то потому, что там в своё время действовал трамвайный завод. Сейчас на одной из харьковских улиц установлен трамвайный вагон из числа ходивших по городу в 50-60-е годы. Мы нашли также сайт общества любителей трамваев в Финляндии; они предоставили нам чертёж первого вагона, с которого в 1912 году началось трамвайное движение в Выборге.
- Неужели оно возобновится?!
- Нет, речь, конечно же, о другом. Мы рассматриваем возможность восстановления аутентичного вагона по примеру трамваев, ходивших по городу в прошлом веке. Это будет ещё один символ города - Старый выборгский трамвай, его установят как стационарный объект.
- Будет ли этот вагон открытым для экскурсий, для детей, можно ли будет войти внутрь?
- Пока ничего конкретного сказать нельзя. Дело в финансовых возможностях. Понятно, что если сумма составит десять и более миллионов, то целесообразней потратить эти деньги на ремонт кровель и благоустройство городских территорий. У нас состоялся предварительный разговор с генеральным директором Выборгского судостроительного завода Александром Соловьёвым - могут ли сотрудники предприятия взяться за такую работу? Ответ прозвучал в позитивном ключе: такая возможность есть, поскольку завод имеет огромный опыт металлообработки. Чертёж трамвая уже доставлен корабелам - специалисты просчитают стоимость проекта, и мы получим возможность для более предметного разговора. Если размер вложений будет приемлемым для муниципальной казны, то мы будем строить памятный вагон в партнёрстве с ВСЗ. А может быть, и меценаты объявятся.
- А что представляет собой чертёж, присланный из Финляндии?
- Сам чертёж включает в себя вид в трёх проекциях, вид вагона изнутри, основные габаритные размеры вагона, а также ширину колеи между колёсами и расстояние между осями колёс. Если старинные колёса соответствуют по размеру современным или хотя бы периода Великой Отечественной войны, то всё решаемо. Можно связаться с трамвайными парками Петербурга; они наверняка смогут подсказать нам, где можно изготовить аутентичные колёса по нашим чертежам.
Сегодня мы говорим о некоем туристическом символе нашего города. О том, как именно он впишется в современный Выборг, - я считаю, нужно подумать вместе. Вариантов решения много. Например, можно рядом с вагоном поставить скульптуру вагоновожатого, к которому могли бы подходить туристы, опускать в его сумку деньги "на счастье" или "чтоб вернуться в Выборг снова". Эти средства могли бы идти на содержание трамвайчика, на благоустройство города.
Возвращаясь к возможности проходить внутрь вагона. Если, к примеру, в нём разместить сувенирную лавку или историческое миниатюрное кафе, или же открывать его в определённые часы для посетителей, то это исключит возможность вандализма.
Нужно искать золотую середину! Сегодня есть идея о восстановлении трамвайного вагона, который курсировал по городским улицам сто лет назад. В Выборге может появиться ещё один туристический объект, куда бы могли приходить гости города, чтобы, например, пожать руку вагоновожатого и загадать желание. Подобные памятники существуют во многих странах и пользуются большой популярностью.
С нашей точки зрения, проект очень интересен. Мы предлагаем сохранять историческую память не только посредством Выборгского замка, Часовой башни, библиотеки Алвара Аалто, но и теми деталями, которые придают городу неповторимый колорит. В этой связи хотелось бы знать мнения горожан, в частности, уважаемых краеведов: как, с их точки зрения, впишется в современный облик Выборга "привет из прошлого"? Мы приглашаем к этому разговору всех горожан.
- В ряде стран для привлечения туристов и пополнения городской казны используются ретро-автомобили и другие "винтажные" виды транспорта - например, в Таллинне, Лаппеенранте. На Кубе таких авто порядка 250 тысяч, они востребованы и окупаются. Кстати, лаппеенрантский паровозик на колёсах, побывавший у нас в Дни Финляндии, сразу полюбился и взрослым, и ребятишкам. Для Выборга, конечно, это пока только мечта, но всё-таки…
- Как знать, может, когда-нибудь у нас появится возможность "второй очереди" нынешнего проекта. И Выборгский трамвай станет передвижным символом, который будет курсировать по наиболее значимым улицам старой и центральной части Выборга. Тогда, в частности, можно будет обратиться к опыту городов, уже реализовавших такие проекты и владеющих практическим опытом. Но это - взгляд в будущее, которое связано с реконструкцией исторической части Выборга.