В нашем городе снимут фильм, основанный на реальных событиях
Выборг можно считать не только туристической и спортивной, но, пожалуй, и кинематографической столицей Ленинградской области. Съёмки в нашем городе – явление привычное, особенно «киношники» любят работать здесь летом и осенью. Этот год тоже не стал исключением. В сентябре к созданию своего нового фильма с условным названием «Ушедшие в метель» приступит режиссёр Руслан ТИХОМИРОВ. На днях кинематографист стал гостем нашей редакции.
– Руслан, о чём будет ваша новая картина?
– Это история, возникшая на реальных событиях. Конечно, в кино доля художественного вымысла иногда значительная, это и есть магия искусства. Сценарий рассказывает о побеге двух советских военнопленных из лагеря в Северной Норвегии в годы Второй мировой войны. Они возвращаются на Родину при содействии норвежских патриотов. Волею судьбы беглецы стали свидетелями неких тайных махинаций. Поэтому история сочетает в себе военную, шпионскую составляющую и, конечно, в её основе – любовь. Любовь между норвежской девушкой и нашим военнопленным, что нередко случалось в те годы. Если говорить об отсылке к другим фильмам, то это, наверное, «Альпийская баллада» или «Под каменным небом» – советские классические произведения. (Лента Игоря Масленникова «Под каменным небом», повествующая о событиях 1944 года на Крайнем Севере, – одна из немногих совместных продукций советских и норвежских кинематографистов – С.К.). Кинематограф стоит на плечах предшественников, поэтому не забываем про них, но движемся вперёд.
– Почему местом съёмок, кроме Мурманской области, Карелии и Санкт-Петербурга, выбран Выборг?
– Потому что это потрясающе кинематографичный город. Он удивителен и великолепен! Кроме того, действие нашей картины частично происходит в Стокгольме, а это скандинавская, северная архитектура, которая представлена в вашем городе. Здесь пройдут как натурные, так и интерьерные съёмки. Мы с гордостью и с радостью приедем сюда работать, надеемся на помощь и поддержку горожан, которые будут задействованы в массовых сценах.
– Вы – кандидат исторических наук. Тема вашего будущего фильма интересна и с исторической точки зрения?
– События Второй мировой войны и Великой Отечественной как её составляющей мне любопытны и как творческому человеку, и как историку. Мой дед – профессор, доктор исторических наук, я воспитывался в его семье. Тема войны непреходяща, в ней много «белых пятен». Очень многое сегодня политизировано, и не всегда эта политизация идёт на пользу общественности: читателю, слушателю, просто человеку. В своём творчестве я стараюсь опираться на историю как на первоисточник. Сейчас популярно создавать фэнтези, сочинять что-то новое. История, как и жизнь, – лучший сценарист. Не надо ничего придумывать: берите и экранизируйте!
– «Ушедшие в метель» – ваш второй игровой фильм. До того вы проявляли себя в жанре документального кино. Легко дался переход из неигрового в художественное кино?
– Переход происходил постепенно и дался непросто. Я рос вместе со своими неигровыми лентами. Развиваясь в этом творчестве, шёл по пути докудрамы – документалистики с игровыми вставками. Мне это нравилось, но я всегда больше тяготел к работе с актёрами, к драматургии чисто художественного кино. Сперва этот переход произошёл в моём сознании, затем стал чаще применять игровую составляющую в своём творчестве. Мой полноценный дебют в игровом кино – картина «Остров Сухо», поставленная по киноповести «Затерянный гарнизон», автором которой я являюсь. (Фильм «Остров Сухо», как и «Ушедшие в метель», основан на реальных событиях. В 1942 году малочисленный гарнизон небольшого острова на Ладожском озере героически сражался с мощным десантом противника, задачей которого являлось прервать движение транспорта по Дороге жизни. Премьера в кинотеатрах состоится 9 мая нынешнего года – С.К.).
Фильм «Ушедшие в метель» посвящён теме Великой Отечественной войны
– Насколько непросто сегодня снимать кино с экономической точки зрения?
– Безумно тяжело! Всегда не хватает денег. И не потому, что ты не умеешь рачительно распорядиться отпущенным бюджетом. Растут цены, это общемировая тенденция. Кино не создаётся быстро. Это порой годы подготовки, съёмка, постпродакшен. Меняется финансовая составляющая, изменяются законы, положения и регламенты. Процесс создания картины – труд огромного количества людей, управлять которыми не так просто. В фильме «Ушедшие в метель» я выступаю и режиссёром, и генеральным продюсером, приходится вдвойне тяжело: необходимо всё наладить и организовать, а на творческий период, когда я занят как постановщик, делегировать полномочия своим коллегам. Я уважаю людей, которые делают кино, снимаю перед ними шляпу. Человек, который берёт в руки камеру и создаёт произведение – настоящий художник. Попробуйте, это очень сложно: настроиться, выбрать ракурс – «Камера! Мотор!» – а потом превратить это в продукт, который оценят зрители.
– Бытует мнение, что современные российские кинематографисты, в отличие от своих предшественников, не могут создать такие же качественные ленты о событиях Великой Отечественной войны. Не боитесь, что так же могут отозваться и о ваших работах?
– Страх есть всегда. Хочется сделать хорошо, а когда хочешь сделать не просто хорошо, а очень хорошо, начинаешь сомневаться: хватит ли у тебя сил, времени, возможностей, внутреннего и внешнего масштаба? Неизменно есть опасения, как публика примет твою картину? Ведь режиссёр делает фильм не для зрителей, а для себя, это его творческое самовыражение, каждой работой он ищет своего ценителя, как и я. Очень боюсь подвести своего зрителя, перед каждым из них я несу ответственность. Но главное – не бояться, дорогу осилит идущий.
– Вы снимали на Кольском полуострове, в Норвегии. Вас привлекает северный край?
– Север нельзя не любить. Нордическая природа и сурова, и нежна. В картине «Ушедшие в метель», где действие происходит в Заполярье, на Крайнем Севере, сама природа является участником нашего фильма, помогает привлечь зрителя, поразить его своей красотой. Мне нравится работать с северным материалом, и я буду продолжать в этом направлении.
– При выборе актёров массовых и групповых сцен вы обращаете особое внимание на лица. Из чего при этом исходите?
– Иногда попадаются такие лица, что смотришь и понимаешь: человек буквально сошёл с плакатов 40-х годов! Как это происходит, не знаю. Люди сейчас выглядят так же, как и 80 лет назад, но в глазах, морщинах, повадках, движениях наших предшественников ощущалась другая эпоха. Типажное лицо – половина успеха, а дальше многое зависит от того, как сработает режиссёр, как передаст атмосферу тех лет. В этом плане на мне лежит огромная ответственность.
– В обеих ваших художественных лентах есть приключенческий момент, но уделено внимание и теме патриотизма. В наше время трудно снимать кино о патриотизме?
– Сейчас фильмы о патриотизме снимают или те, кто очень хорошо понимают, как это делать, либо те, кто не понимают, но всё же берутся и в процессе работы пытаются вместе со зрителем и съёмочной командой нащупать правильные ощущения. Понятие патриотизма широко и многосложно. Это любовь к чистоте собственного двора, к аромату в своей квартире, к теплу материнских рук, к старой будёновке, давно хранящейся в шкафу… В то же время это и любовь к Родине, к своей стране, ассоциирование себя с её историей, понимание, что ты есть плоть от плоти и кровь от крови этого народа. Всё это нужно уместить иногда в очень сжатый по времени визуальный материал. При этом можно свалиться в критиканство или в шапкозакидательство, в лубок или чернуху. Очень тонкая грань, которую ищут ещё на стадии зарождения творческой идеи или написания сценария, а поиск продолжается до окончания монтажного процесса.
Я не впервые обращаюсь к теме патриотизма. Всегда сложно, всегда страшно, всегда хочется сделать нетривиально: рассказать простым языком о любви, но не просто о любви к ближнему, а к тому, что тебя окружает.
Как рассказал Руслан Тихомиров, об актёрском составе фильма «Ушедшие в метель» говорить пока рано. Не исключено, однако, что в одной из главных ролей предстанет очень популярный российский артист нового поколения. Пока идут пробы и репетиции. Ожидается, что картина выйдет на экраны в октябре-ноябре будущего года. Материальную и организационную поддержку в создании ленты окажут министерство культуры России, правительство Ленинградской области, власти Мурманской области и Республики Карелия.
Сергей КАРСАКОВ
Читать все статьи автора Сергей Карсаков
Читайте также
-
Ветеран Мельпомены представил книгу о театре
-
В России придумали новый метод авторизации – «клавиатурный почерк»
-
Минздрав расширил перечень медпоказаний для прерывания беременности
-
Россиянам вновь объяснили, что пенсия в 100 тысяч рублей нереальна
-
Ах, водевиль, водевиль…
-
«Карусель» из посёлка Гончарово принимает поздравления с 45-летием