В Россию из Финляндии через Кению
Финские миссионеры Йорма и Сату Арккила в нашем городе впервые
На встречу в собор свв. Петра и Павла пришло много молодых людей. Всем было интересно послушать рассказ людей, которые более шести лет работают в Африке (на днях они вновь отправляются в Кению: контракт закончится через два года). У Йормы и Сату две дочери, старшая сейчас уже сама строит свою жизнь, а младшая, Иоанна, пока вместе с родителями в Найроби. Примечательно, что лучшая подруга Иоанны - россиянка из Москвы, учится с ней в одном классе.
Финские миссионеры Сату и Йорма в кругу выборгских слушателей
Впервые мы отправились в дальнюю поездку (в Бангладеш), когда младшей дочери было два года, затем Замбия, а теперь Кения. Старшая дочь сейчас учится в университете, исследует поведение животных. Возможно потому, что их много в Африке, и она успела их полюбить. Младшая находится в летнем лагере и передает всем привет.
По образованию я медсестра, но занимаюсь миссионерской работой. В Африке на наши занятия всегда приходит очень много народу, иногда до полусотни детей разных возрастов, многие из малообеспеченных семей, а также сироты, мы учим их читать и писать. Сату Арккила
Заметим, что в Кении очень много различных племен, кочевое племя самбуру, с которым работают миссионеры, занимается в основном скотоводством: выращивают верблюдов, овец, коз, быков и коров. Проживают они в северных и центральных регионах страны, сохраняют свои многовековые традиции, что в современном мире не всегда идет им на пользу. На языке африканских племен «самбуру» означает «бабочка», видимо потому, что эта народность предпочитает яркие одежды и украшения. Юноши, чтобы привлечь внимание девушек, заплетают длинные волосы в косы, и красят их красной краской. Как и все африканские народы, они очень любят танцевать, но в отличие от остальных не используют никаких музыкальных инструментов, даже барабанов. Мужчины и женщины традиционно водят отдельные хороводы, а самый популярный мужской танец включает в себя прыжки в высоту, что требует немалой физической подготовки.
В домиках, напоминающих шалаш, живет вся многодетная семья; распространено многоженство: в зависимости от благосостояния мужчины 4 или 5 жен – это норма. От одной женщины могут быть от пяти до семи детей. Девочек выдают замуж с 10 лет, родителям за них платят «калым» верблюдами. Браки не регистрируются. Средняя продол- жительность жизни мужчин – 58 лет, женщин – 59. Жизнь там очень тяжелая. Самая бедная семья этого племени имеет только козу.
За водой женщины ходят через горы – 12 часов пути в одну сторону. Пищу едят очень простую: молоко, чай с большим количеством сахара и молока, редко мясо мелких животных, коров на мясо не режут, ждут, когда те сами падут. Женщины и девочки часто голодают. Если умирает муж, то на вдовах должен жениться его младший брат, а если этого не происходит, то их размещают во вдовий домик на отшибе и фактически обрекают на нищету, так как заботиться о них некому.
Я родом из Лапландии. В полярные ночи мужчины там употребляют много алкоголя, то же происходит и в племени самбуру. Это очень большая проблема, в семьях царит насилие над женщинами. Девочка не ходит в школу, не умеет читать и писать, в 12 лет её выдают замуж.
Работая в Монголии, я познакомился с хорошей системой образования, особенно в области математики, которая скопирована с советской модели.
В самбуру образование не приветствуется, а девочки, которые отказываются от раннего брака, изгнанные племенем, входят в программу «Кредо». Они обычно связываются с церковью, которая и направляет их на учебу. Йорма Арккила
Программа помогает им получать образование, в возрасте 10 лет девочки попадают в закрытое учебное заведение, где постоянно и находятся. В этой программе принимает участие кенийская дьяконисса Сусан КИРИОНКИ, которая поддерживает хорошие отношения с девочками, следит за их образованием, помогает решать возникающие проблемы и справляться с бедами.
Сусан Кирионки с воспитанницей
В начальных классах детей обучают на языке суахили, а продолжают обучение на английском. Девочки изучают библию, знакомятся с мировым культурным наследием, но самое главное - им сохраняют здоровье, учат жить самостоятельно, ведь после обучения обратно их племя не примет. Многие девочки, получив образование, остаются в столице. Но им помогают наладить отношения и с семьей.
Мы стараемся договориться таким образом, чтобы девочкам не надо было убегать из семьи. Но, к сожалению, до сих пор много родителей, которые препятствуют получению образования девочек, не хотят, чтобы они учились. Сейчас мы учим семейной жизни только женщин, мужчины на наши занятия в храм не приходят.
Республика Кения берет на себя только образование. Миссионерами финансируются клиники. Наша организация ведет работу среди детей-сирот, у нас их 430 человек. Мы поддерживаем их обучение в государственных школах. Йорма Арккила
Вот такой интересный рассказ о Кении услышали россияне от своих финских гостей. Действительно, мир расширяет границы, и наши представления о своей планете меняются, неизменно одно: узнавать ее очень и очень интересно.
Ольга НАБАТОВА
Читать все статьи автора Ольга Набатова
Читайте также
-
В Минстрое хотят внедрить оплату отопления по факту
-
В Приветнинский карьер и Западную Лицу пришло голубое топливо
-
Фонд президентских грантов в 2025 году поддержит 30 инициатив из Ленобласти
-
Ленинградская фигуристка – серебряный призёр чемпионата СЗФО
-
«Снеговик» собрал теннисистов
-
Выборгские штангисты – лучшие в Ленинградской области!