СЕМЬЯ НИКОЛАИ

СЕМЬЯ НИКОЛАИ
4248
СЕМЬЯ НИКОЛАИ

Из всех владельцев парка Монрепо бесспорно самыми известными являются бароны Николаи. Их семья владела имением с 1788-го по 1944 год на протяжении пяти поколений.

Фамилия “Николаи” на слуху, пожалуй, у каждого жителя Выборга, однако много ли мы знаем о ней? Начать с того, что современная форма произношения - “НиколаИ”, с ударением на последний слог - отличается от той, что была принята в семье баронов и всего их окружения. Владельцы Монрепо называли себя “НиколАи”, с ударением на предпоследней гласной. Это важное обстоятельство: Николаи не были французами, как можно было бы предположить.

Их предками были шведские дворяне, переселившиеся по религиозным мотивам в конце XVI в. в Германию, в город Любек. В конце XVII в. дед Людвига Генриха Николаи осел в Страсбурге, столице Эльзаса, пограничной франко-германской территории. До нас дошли совсем скудные сведения о деде Л.Г. Николаи. Мы лишь знаем, что он был врачом, пользовался уважением горожан и был женат на дочке профессора Зебица. Его сын, Людвиг Кристоф, смог сделать исключительно успешную карьеру, сначала - в качестве директора городского архива Страсбурга, а потом - члена городского совета и одного из руководителей Страсбурга как вольного имперского города. Людвиг Кристоф был дважды женат. Его первой женой стала дочка главного городского магистрата Фабера. В этом браке родились двое детей, старшим из которых и был Людвиг Генрих Николаи (1737–1820).

О Л.Г. Николаи нас ждет отдельный рассказ, сейчас же обратим внимание лишь на одно обстоятельство. Уже находясь на службе в России при дворе, Николаи становится одним из немногих доверенных лиц великого князя Павла Петровича и его второй супруги, Марии Федоровны. В 1781–1782 гг. Николаи сопровождал великокняжескую чету, путешествовавшую по Европе под именами “графа и графини Северных”. В ходе этой поездки, 10 апреля 1782 г. в Вене по специальной просьбе Павла император Иосиф II возвел Николаи в дворянское (кавалерское) достоинство Священной Римской империи, с передачей его потомкам. (К слову сказать, в этот же день Иосиф II даровал дворянство еще одному человеку - Иоганну Вольфгангу Гете.) В 1796 г. Иосиф даровал Николаи и баронский титул, а в 1797 г. Павел, уже ставший российским императором, подтвердил этот титул в Российской империи.

Однако тут есть одна малозаметная, на первый взгляд, но важная деталь. В России иностранный титул не давал прав на российское дворянство. Именно поэтому в 1799 г. Л.Г. Николаи подаст прошение на имя директора Герольдии о внесении пожалованного ему Иосифом II дворянского герба в “Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи”. Прошло много лет, и лишь в июле 1813 г. Герольдия вынесла определение “о внесении герба рода Баронов Николаи в общий Государственный Гербовник”. 

Сын Л.Г. Николаи, Пауль, после смерти отца подал на имя императора прошение о том, чтобы баронский титул (а не только дворянство) был пожалован ему и его потомкам. Прошение было удовлетворено, и высочайшим указом 1822 г. Пауль Николаи был сопричислен к баронам Великого Княжества Финляндского, и его род в 1828 г. внесен в матрикул Рыцарского дома Великого Княжества Финляндского в число баронских родов под № 30.

Все эти формальные сложности могут сегодня показаться многим совершенно непонятными, однако для людей XVIII–XIX вв. они были исключительно важны. Ведь именно сословный статус определял место человека в обществе; особо важно это было для баронов Николаи, находившихся на придворной службе.

Скажем несколько слов и об упомянутом фамильном гербе Николаи. Вот как он описан в Гербовнике: “В лазуревом щите серебряный костыльный крест, сопровождаемый в углах четырьмя золотыми о шести лучах звездами. Щит увенчан Баронскою короною и двумя коронованными шлемами. Нашлемни-ки: первый, - золотой трилистник, между серебряным и лазуревым орлиными крыльями; второй - три страусовых пера: лазуревое, серебряное и золотое. Намет справа - лазуревый, с серебром, слева - лазуревый с золотом. Девиз: “Sustine et abstine”, серебряными буквами на лазуревой ленте”. Слова девиза - это высказывание знаменитого древнегреческого философа Эпиктета. По-русски их можно передать как “Выдерживай и воздерживайся”. Любопытно, что Николаи были не единственным дворянским семейством с этим девизом. Эти же слова Эпиктета украшают, например, и дворянский герб знаменитого выборгского семейства Теслеффов.

Остается добавить, что баронский род Николаи пресекся по мужской линии в 1919 г., со смертью Пауля Эрнста Георга Николаи, не оставившего потомства. Поэтому все современные носители фамилии “Николаи” в России и Европе - это не родственники владельцев Монрепо, а лишь однофамильцы. Фамилия “Николаи” и вообще не принадлежит к числу редких. Так, одним из ближайших друзей Л.Г. Николаи был немецкий писатель и издатель Кристоф Фридрих Николаи (1733–1811), а любители музыки, конечно, вспомнят немецкого композитора Отто Николаи (1810–1849), автора оперы “Виндзорские проказницы”. Но это - не родственники баронов Николаи.

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также